II Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «КИРЮКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ»
II ВСЕРОССИЙСКАЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «КИРЮКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ»
24 – 26 ноября 2025 года в Саранском музыкальном училище им. Л. П. Кирюкова состоялась II Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Кирюковские чтения». Мероприятие проходило при поддержке Министерства культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия и было приурочено к 130-летию со дня рождения выдающегося деятеля музыкальной культуры Республики Мордовия Леонтия Петровича Кирюкова (1895 – 1965).
Леонтий Петрович Кирюков – собиратель и издатель мордовских народных песен, композитор, педагог, хоровой дирижер, музыкально-общественный деятель, член Союза композиторов СССР (1940), заслуженный деятель искусств МАССР (1945), РСФСР (1960), народный артист МАССР (1947), один из создателей Саранского музыкального училища. Педагогическая деятельность Леонида Павловича Кирюкова в училище продолжалась четверть века, и сейчас это училище носит его имя.
Творчество и музыкально-общественная деятельность Л. П. Кирюкова представляют собой первый, начальный этап в развитии профессиональной музыкальной культуры Мордовии. Исследователь Н. И. Бояркин пишет: «…творчество Л. П. Кирюкова всецело определяется мордовской народной музыкальной культурой, оно явилось связующим звеном между традиционным народным и профессиональным искусством».
Вся жизнь композитора была посвящена служению народному и профессиональному искусству. Кирюков-фольклорист создал первые обработки мордовских народных песен; Кирюков-композитор написал первую мордовскую оперу, музыку к драматическому спектаклю, первые в Мордовии вокально-инструментальные и вокально-хоровые сочинения, введя новые для мордовской музыки жанрово-композиционные и музыкально-выразительные средства. Все перечисленные факторы неотделимы от общего развития музыкальной культуры России.
С приветственным словом к участникам и гостям Конференции обратился заместитель Министра культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия, заслуженный работник образования Республики Мордовия Николай Владимирович Бычков: «Мордовская земля обладает богатыми историческими традициями в области воспитания талантов. Многие выдающиеся личности, вышедшие из Республики Мордовия, получили мировое признание. В их числе — скульптор С. Д. Эрьзя, выдающиеся композиторы, музыканты и другие известные люди. Имя Леонтия Петровича Кирюкова с честью носит Саранское музыкальное училище».
Директор Саранского музыкального училища, заслуженный работник культуры Республики Мордовия Оксана Евгеньевна Большакова: «На протяжении многих десятилетий Саранское музыкальное училище последовательно реализует свою ключевую функцию – подготовку квалифицированных музыкально-педагогических и исполнительских кадров, тем самым внося вклад в развитие культурного потенциала региона».
Ярким подтверждением этой многогранной работы служат масштабные проекты, созданные на базе училища. Среди них О. Е. Большакова назвала Виртуальный концертный зал; «Пушкинскую карту», действующую по нескольким направлениям; Национальную Детскую Симфоническую Капеллу Республики Мордовия; масштабную издательскую деятельность; а также музыкально-просветительский проект, посвященный Феодору Ушакову «Непобедимый. Праведный. Святой».
Председатель Союза композиторов Республики Мордовия, заслуженный деятель искусств Российской Федерации и Республики Мордовия, народная артистка Республики Мордовия Нина Васильевна Кошелева: «Огромный вклад Л. П. Кирюкова в музыкальную культуру региона получает непрерывное развитие. Следует особо отметить, что в течение длительного исторического периода Саранское музыкальное училище, носящее его имя, неуклонно выполняет свою первостепенную социально-культурную миссию, заключающуюся в систематическом обучении и профессиональном воспитании новых поколений музыкантов. Данный процесс обеспечивает преемственность традиций, заложенных основоположником, и служит фундаментом для дальнейшего развития академического музыкального искусства в Республике Мордовия».
Директор Государственного учреждения образования «Республиканская гимназия-колледж при Белорусской государственной академии музыки» Наталья Аркадьевна Коротина (г. Минск) в своем выступлении акцентировала внимание на ключевых этапах развития творческого сотрудничества между двумя регионами – Республикой Беларусь и Республикой Мордовия. Она отметила, что «…данное партнерство, основанное на общности целей в области сохранения и развития академических музыкальных традиций, прошло несколько значимых фаз: от первоначального обмена профессиональным опытом и методиками до реализации совместных образовательных и культурно-просветительских проектов. В настоящее время взаимодействие вышло на уровень системного диалога, включающего проведение научно-практических конференций, мастер-классов с участием ведущих педагогов, а также организацию взаимных творческих визитов студентов и преподавателей. Перспективы дальнейшей интеграции видятся в углублении совместной исследовательской работы в области музыкальной этнографии и создании единого образовательного пространства, способствующего подготовке высококвалифицированных музыкальных кадров».
Программу праздничного Концерта, посвященному торжественному открытию конференции, представляла заслуженный работник культуры Республики Мордовия Ольга Васильевна Якунчева: Л. Кирюков «Танец в Пимбуре» (Камерный оркестр СМУ им. Л. П. Кирюкова, художественный руководитель – заслуженный деятель искусств РМ Е. А. Щербакова); Л. Кирюков, сл. Ф. Атянина «Колыбельная «Тютю-балю» (Камерный оркестр СМУ им. Л. П. Кирюкова, солистка Анастасия Малашкина); Л. Кирюков «Весенние отзвуки» из цикла «Одиннадцать фортепианных миниатюр» (лауреат межрегиональных и республиканских конкурсов Анна Поляева, преподаватель Н. Ю. Резепова); Л. Кирюков «Мордовская протяжная» из цикла «Одиннадцать фортепианных миниатюр» (лауреат межрегиональных и республиканских конкурсов Валерия Дуденкова, преподаватель В. А. Малышева); А. Пивкин «Рассказ» (лауреат международных и всероссийских конкурсов Анна Гудулина, преподаватель Г. А. Гудулина); С. Терханов, сл. В. Зимина хор «Сад Филета» из хорового цикла «Дафнис и Хлоя» (лауреат международных и всероссийских фестивалей и конкурсов вокально-хоровой ансамбль «Серебряная река», художественный руководитель и дирижёр – заслуженный работник культуры РМ О. Е. Большакова, концертмейстер О. А. Селякина); Е. Кузина, сл. С. Острового «Преодоление» (лауреат международных и всероссийских конкурсов квартет гитаристов «Золотые струны», художественный руководитель – заслуженный работник культуры РМ О. А. Гудулина, солистка – лауреат премии Главы РМ Е. В. Сонина); А. Пивкин, сл. О. Сульдиной «Ангелочек» (солистка Е. Сонина, партия скрипки Л. Круг); Г. Вдовин «Хороводная» и «Пляска» из вокально-хореографического действа «Тейтерень пия кудо» (квартет гитаристов «Золотые струны»); Н. Кошелева, сл. П. Черняева «Шуди Мокшесь» (лауреат всероссийского конкурса Екатерина Чичаева, преподаватель О. А. Наумкина, концертмейстер С. Н. Тришкин); Мокшанская народная свадебная песня «Вярде панихть» ( «Сверху гонят») (Народный хор СМУ им. Л. П. Кирюкова, художественный руководитель О. А. Наумкина); С. Терханов, сл. А. Пенькевича «Гимн Адмиралу» памяти святого воина Феодора Ушакова (Смешанный хор СМУ им. Л. П. Кирюкова, художественный руководитель и дирижер – заслуженный работник культуры РМ О. В. Якунчева, хормейстер О. А. Генералов); Л. Кирюков Хор из музыкальной драмы «Литова» — «Тундонь маней менельганть» («По небу весеннему») (Смешанный хор СМУ им. Л. П. Кирюкова, оркестровка А. Комарова).
В рамках Пленарного заседания были представлены следующие доклады: доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкального воспитания и образования ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Республики Мордовия, заслуженный деятель науки Республики Мордовия (г. Санкт-Петербург) Кобозева Инна Сергеевна: «Педагогический анализ музыкальных фольклорных традиций мордовского этноса в концепции современности»; кандидат культурологии, доцент факультета искусств ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары) Семелев Вячеслав Васильевич, «Композитор Гавриил Вдовин: пассионарность как движущая сила творческого поиска»; член Союза композиторов России, музыковед, преподаватель ГБПОУ РМ «Саранское музыкальное училище им. Л. П. Кирюкова» (г. Саранск) Венчакова Светлана Вячеславовна: «Композиторское творчество как базовый фактор образования в условиях национального региона»; доцент ФГБОУ ВО «Российская академия музыки имени Гнесиных» (г. Москва) Наумкин Юрий Петрович: «Материалы нотного сборника «Мордовские народные песни» (автор-составитель Г. И. Сураев-Королёв) в исполнительской практике коллективов народно-певческого направления». Модератор Пленарного заседания – заместитель директора по учебной работе СМУ им. Л. П. Кирюкова, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный работник высшей школы РМ Марина Петровна Миронова.
В рамках работы II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Кирюковские чтения» были проведены следующие мероприятия: Творческая встреча с доктором искусствоведения, членом Союза композиторов России, лауреатом международных конкурсов, профессором Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке, членом Правления Московкого музыкального общества О. В. Радзецкой; Презентация сборника переложений и инструментовок для духового оркестра «МУЗЫКА ПОБЕДЫ» заслуженного работника культуры Республики Мордовия А. В. Батенкова; Концерт духового оркестра Саранского музыкального училища им. Л. П. Кирюкова; Открытый мастер-класс доцента Российской академии музыки им. Гнесиных Ю. П. Наумкина; Лекция-концерт «Образы родного края в фортепианном творчестве Л. П. Кирюкова» (преподаватели С. Б. Асанова и Н. Ю. Резепова); работа секций «Профессиональное музыкальное искусство и культура: история и современность», «Современные векторы развития музыкального образования: теория, методика, практика»; Методическая школа: «Фортепианные циклы Г. Вдовина в репертуаре студентов дирижерско-хорового и теоретического отделений» (преподаватели И. С. Осипова и Е. Ю. Данчина), «Освоение фортепианных произведений композиторов Мордовии на исполнительских отделениях музыкального училища» (преподаватель С. П. Подвалова); Презентация курса видео-лекций «Страницы истории мордовской музыкальной культуры» члена Союза композиторов России, музыковеда, преподавателя Саранского музыкального училища им. Л. П. Кирюкова С. В. Венчаковой; Презентация книги С. В. Венчаковой «Музыкальная культура Республики Мордовия: дневники, концерты, фестивали 2020 – 2025» («Издательские решения Ridero», г. Екатеринбург); Открытый мастер-класс профессора, заведующего кафедрой хорового дирижирования, художественного руководителя и дирижера смешанного хора Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки И. М. Стольникова; Круглый стол и подведение итогов конференции.
Венчакова Светлана Вячеславовна,
музыковед,
член Союза композиторов Российской Федерации и Республики Мордовия

