Цветовая схема:
Размер текста:
  8 (8342) 33-30-40
 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.

Пушкинская карта. Выставка "Неизвестный Эрьзя"

04.12.2021

27 ноября 2021 года первокурсники вокального отделения и второкурсники фортепианного, дирижёрско-хорового, теоретического и отделения народных инструментов вместе с Людмилой Николаевной Вавиловой по «Пушкинской карте» посетили Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени     С. Д. Эрьзи. В честь 145-летия со дня рождения Мастера в Саранск привезли работы Степана Эрьзи из собрания Государственного Русского музея. Стоит отметить, что в столицу Мордовии прибыли 27 из 31 работы скульптора, которые хранятся в музее Санкт-Петербурга.    Двадцать семь шедевров, которые многие жители нашего города никогда не видели. А у нас появилась уникальная возможность посетить музей и посмотреть эти неизвестные работы мордовского скульптора. Выставка так и называется –   «Неизвестный Эрьзя». Экскурсовод МРМИИ им. С.Д. Эрьзи Екатерина Кондрашкина рассказала, что   скульптуры из Русского музея «приезжали» к нам в далёком   1976 году на    юбилейную выставку произведений С.Д. Эрьзи, посвященную 100-летию со дня рождения скульптора.

Творчество С.Д.Эрьзи вместило в себя достижения не только национальной, но и русской, и мировой культуры. Об этом свидетельствуют работы, посвященные великим людям. Мастера всегда привлекали характеры героические, личности яркие и сильные, натуры страстные.    

Среди представленных работ нас, как студентов музыкального училища, привлекли, прежде всего, «Бетховен» (1929) и «Музыка Грига» (1936). Отдельно хочется отметить скульптурный портрет Льва Николаевича Толстого (1930). С.Д.Эрьзя, живя в Москве, бывал в доме Толстых и имел возможность беседовать с писателем. Воспоминания об этой встрече, видимо, волновали скульптора и он навсегда сохранил в памяти его образ. Глядя на Л.Н.Толстого, ощущаешь его холодный, острый, насквозь пронизывающий взгляд. Все произведения, которые были перечислены выше (а также множество других), выполнены из кебрачо – одного из самых прочных деревьев. «Железное дерево», которое до Эрьзи никто из скульпторов не применял, привлекло внимание Мастера, что объясняется высокой плотностью и твердостью древесины. Фактурное богатство кебрачо придаёт некую изюминку всем произведениям Степана Дмитриевича.

Если брать во внимание скульптуру «Бетховен», то можно сказать, что Эрьзя смог передать всю порывистость, энергичность и суровость композитора. Скульптор сделал лишь лицо маэстро, а все остальное осталось как бы «необработанным», хотя, на самом деле, это, конечно, не так. Это ощущение создают «волосы», которые выполнены одним большим наростом древесины. И лишь при ближайшем рассмотрении можно понять, что к ним прикоснулась рука скульптора.   Эрьзя часто   говорил, что природа всё сделала, а ему осталось «только» открыть.

Также детально проработана и скульптура «Музыка Грига». Эдварда Грига он изобразил в таком же порыве, как и Людвига вана Бетховена, хотя, конечно, это были совершенно разные личности. «Музыка Грига» – одно из самых лирических и символичных произведений Степана Эрьзи, которым скульптор смог выразить свою любовь к творческому гению знаменитого норвежского композитора.

Сильные, мужественные характеры, мятущиеся души, величие духовных и физических сил запечатлел Эрьзя и в героях античной мифологии: «Голова Медузы» (1938), «Мельпомена» (1939).

После «Неизвестного Эрьзи» нам представилась прекрасная возможность вновь пройтись по уже знакомым залам, в которых представлены экспонаты постоянной выставки, находящиеся в стенах музея круглогодично. Но, по признаниям некоторых студентов, у кого-то это было первое знакомство с великим скульптором, имя которого прославлено на весь мир. В этих залах были представлены не только скульптуры из кавказского ореха («Леда и Лебедь» (1922), кебрачо («Мать с ребенком» (1929) «Александр Невский» (1931) и альгарробо («Голова крестьянина» (1931), «Моисей»(1931), но и из других материалов. Мы убедились в том, что С.Д.Эрьзе подвластен и мрамор, который в его руках превращался в настоящий шедевр. Например, скульптура «Ева» (1919). Мраморная библейская прародительница изображена в образе пышнотелой деревенской девушки. С какой бы стороны мы не подошли, каждый раз она раскрывается с разных сторон.   А изваяние «Жертвам революции 1905 года» (1926) исполнено в изобретенном скульптором материале с условным названием «железобетон». На широкой плите изображены безжизненные тела рабочего с огромными стиснутыми кулаками, двух молодых женщин и ребенка. Памятник «Жертвам революции…» звучит как реквием, как хорал, как протест против насилия.

После просмотра постоянной экспозиции работ С.Д.Эрьзи, мы посетили залы с картинами Ф. В. Сычкова и русской живописи XVIII-XIX веков.

Основная тема творчества Сычкова – отображение жизни русской деревни. Ф.В.Сычков создал в своих полотнах яркие, запоминающиеся, убедительные народные образы: быт и жизнь крестьян, народные гуляния, свадьбы, посиделки («Катание с гор» (1937), «Праздничный день. Подруги. Зима» (1941). С картин на нас смотрели сычковские красавицы: весёлые и жизнерадостные, с задорной, белозубой улыбкой («В цветущем огороде» (1913), «Плясунья Соня» (1932), «Жница» (1931), «Трактористки-мордовки» (1938 год). Все его произведения отличаются невероятной динамичностью и красочностью. Запомнились также великолепные пейзажи и натюрморты Сычкова: «Жница» (1931), «У изгороди. Зима», «У изгороди. Лето» (1931); «Маки» (1910), «Клубника» (1910), «Огурцы» (1917), «Цветы» (1939), «Астры» (1940), «Сирень» (1956), «Шиповник» (1956). Да, по праву Ф.В.Сычкова называют «художником радости».

Некоторые студентки поделились своими впечатлениями об   экскурсии.

Кочеткова Кристина, 2 курс ДХО: «В музее мне очень понравилось, я получила много приятных, живых эмоций. Экскурсовод интересно рассказала нам об экспозициях и каждой скульптуре в отдельности, а также интересные факты из жизни скульптора. Меня очень поразили работы нашего мордовского мастера, как большие, так и малые. В особенности понравились скульптуры из дерева (кебрачо, альгаробо), они выглядят очень необычно и нестандартно. Больше всего мне понравились скульптуры: «Бетховен», «Лев Толстой», «Моисей». Именно они поразили меня своим величием. Также мне показалось, что в этих работах Эрьзя, словно, совсем не обрабатывал дерево. Но если приглядеться, то можно увидеть кропотливую работу великого мастера. Немало внимания он придает женским образам. Из этих скульптур мне больше всего запомнилась "Калипсо" из мрамора и, конечно, "Голова Медузы". Работы Степана Дмитриевича произвели на меня большое впечатление, несмотря на то, что я не раз была в данном музее. Но каждый раз, как первый. Приятным дополнением нашего похода в музей было то, что нас пропустили в зал работ Федота Сычкова, где тоже было на что посмотреть».

Трямкина Екатерина, 2 ФО: «Не знаю, как правильно сформулировать свои мысли, чтобы суметь передать все впечатления, оставшиеся от данного похода в музей. Но скажу, что он не оставил меня равнодушной. Мне все очень понравилось, хотя я была на постоянной выставке работ скульптора не в первый раз. Нам очень повезло увидеть скульптуры Эрьзи, привезенные из Русского музея. Незабываемое впечатление произвели скульптуры: «Лев Толстой», «Бетховен», «Музыка Грига», «Мельпомена», «Голова Медузы», «Волна»… Приятной неожиданностью стал зал русской живописи XVIII-XIX веков. Я узнала, что   в музее представлены картины знаменитых живописцев, таких как: И.К.Айвазовский «Море на фоне гор», И.И.Шишкин «В лесу», К.А.Коровин «Гурзуф».

Осипова Дарья, 2 курс ДХО: «В нашем музее я была, честно, в первый раз. Но я очень рада, что это, наконец, свершилось. Спасибо Людмиле Николаевне Вавиловой, что она пригласила нас посетить музей им. С.Д.Эрьзи! Мне всё очень понравилось: скульптуры завораживают, а рассказы экскурсовода прекрасно погружают в атмосферу жизни и творчества С.Д.Эрьзи, а также его героев: Бетховена, Э.Грига, Л.Толстого. Я осталась в восторге от увиденного и, особенно, от терпения и усердия Степана Эрьзи, как из его волшебных рук получались такие шедевры, а ведь материал – это крепкие породы деревьев, которые с большим трудом поддаются обработке! Повторюсь, мне все очень понравилось!»

Зоткина Кристина, 2 курс ФО: «В музее я была второй раз. Впечатления просто незабываемые. Здесь находится богатое собрание скульптур всемирно известного скульптора Эрьзи. Больше всего меня поразили скульптуры Эрьзи «Калипсо» и «Моисей». Счастлива, что увидела его скульптуры, привезенные из Русского музея Санкт-Петербурга. Самобытные картины Федота Сычкова – сочные, яркие и настоящие. Они наполнены солнечным светом, оптимизмом, радостью бытия. Сюжеты просты и поэтому понятны и интересны. Так же мне понравилось собрание произведений русской живописи XVIII-XIX веков. Это картины И. К. Макарова, Айвазовского, Шишкина, К.Маковского, А.Саврасова, К.А.Коровина и др.»

Судя по отзывам наших однокурсников, всем очень понравилось это мероприятие. Поход в музей принес всем только положительные эмоции и новые знания. Спасибо «Пушкинской карте» за предоставленную возможность посещать культурные мероприятия!

Студентки 2 курса ТО Синтюрина Диана и Торбеева Александра,

преподаватель Вавилова Л.Н.


Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*