Цветовая схема:
Размер текста:
  8 (8342) 33-30-40
 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.

Проект «Бетховен и мы: о великом композиторе из XXI века». Часть IV. «Мой Бетховен: исполняю сочинение композитора»

14.12.2020

Проект «Бетховен и мы: о великом композиторе из XXI века»

Часть IV. «Мой Бетховен: исполняю сочинение композитора»

Бетховен — из самых часто исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, но самыми значительными в его наследии считаются инструментальные произведения. Большую их часть составляют фортепианные сочинения: 32 сонаты, 6 концертов, многочисленный вариации, тройной концерт, сочинения для фортепиано и струнных, для фортепиано и духовых, фантазии и пьесы.

Фортепианные сонаты Л.В. Бетховена являются неотъемлемой частью репертуара пианистов на всем творческом пути. С сонатами знакомятся в музыкальной школе, изучают в музыкальных училищах и консерваториях, играют на концертных площадках. Каждая из них – определенная страница жизни композитора, его творческая лаборатория, в которой мастер стремился отыскать разные грани звучностей инструмента, отобразить философские мысли, личную духовную жизнь, отголоски реальной действительности.

Сочинения Бетховена выдвигают перед интерпретатором разноплановые задачи. Едва ли не самая сложная из них — воплощение эмоционального богатства музыки композитора в ее логически стройных формах выражения, сочетание горячего накала и лирической непосредственности. Практика концертирующих пианистов прошлого и настоящего дает примеры самых различных трактовок Бетховена с точки зрения сочетания эмоционального и рационального начала.

В рамках Части 4 Проекта «Бетховен и мы: о великом композиторе из XXI века» предлагаем исполнение сочинений композитора студентами 4 курса фортепианного отделения – Марией Кочетковой (класс преподавателя Малышевой В.А.) и Вячеслава Климова (класс преподавателя Антыгиной С.А.). Кроме этого, студенты решили поделиться своими мыслями относительно собственной интерпретации исполняемых ими сочинений.

***

Мария Кочеткова о I части Сонаты № 10, op.14 №2 G-dur

Обучаясь в Саранском музыкальном училище, мне доводилось работать над такими произведениями автора как Соната № 1 фа минор, Шесть вариаций на тему дуэта из оперы «Прекрасная мельничиха» Джованни Паизиелло. Последнее, над чем я трудилась, была Первая часть Сонаты №10 Соль мажор, op.14 № 2.

В сонате, согласно авторским пояснениям, следует видеть господство «борьбы противоположных начал».

Первая часть (Allegro, G-dur, сонатная форма) пленяет и покоряет сердечностью лирики, юностью чувств. Экспозиция дает гениальное по простоте и яркости развитие оттенков светлой лирической эмоции, выраженной правдивостью мелоса, гибкой пластикой ритма и живыми чередованиями, сцеплениями, «перетеканием» интонационных лейтмотивов.

В главной партии взволнованные ритмические обороты первых семи тактов уступают место ласковой и даже любовной мелодии, которая проходит на фоне гармонической фигурации, излагаемой шестнадцатыми. Опора на квинтовый тон придает ей приподнятость чувств, а задержание на шестой ступени с последующим нисходящим ходом на малую секунду делает мелодию особенно нежной и поэтичной. Эта нежная, «умоляющая» интонация получает развитие, постепенно приобретая все более настойчивый характер. В главной партии важно, как в общем и во всей первой части, выдержать и слышать эту непрерывную пульсацию шестнадцатых. Так же следует выделить некоторую трудность в первых тактах: в мелодии затакт следует вести к первой доле, но весь мотив должен вестись к последнему звуку соль, который никак нельзя оставлять без внимания, из-за чего может создаться ощущение некой синкопы.

Побочная партия поначалу представляется кокетливой и даже несколько лукавой, но и в нее проникает все та же нежно молящая интонация, которая приобретает все большую страстность. Повторяющиеся мотивы в разных регистрах следует особенно тонко прочувствовать; здесь можно наблюдать принцип оркестральности, симфонизации Бетховеном своих фортепианных произведений.

Новый взрыв жизнерадостности в виде техничного пассажа тридцать вторых перетекает в заключительную партию. Баритональный регистр своей сочной певучестью образно противостоит мелькнувшим искристым пассажам. Здесь разворачивается лирический диалог между верхним и нижним голосами, пронизанный глубоким и серьезным чувством.

Исключительной взволнованностью характеризуется разработка с ее минорным колоритом и постепенно ускоряющимся движением. Наиболее ярким выражением контраста с экспозицией становятся триольные фигуры, излагаемые шестнадцатыми, которые привносят тревогу, дух спора. После столь продолжительного напряжения, наступает «ложная реприза» (в ми бемоль мажоре), феномен которой не редок в музыке Бетховена. Светлое «лирическое отступление» вновь сменяется минорной тональностью (соль-минором), а стремительное движение тридцать вторых придают этому моменту особый драматизм – это кульминация всей первой части сонаты. Тема же в это время излагается в басу, усиливая ожидание развязки всех драматических «споров» разработки.

В репризе вновь проходят фазы экспозиции, но затиханием в конце выражено счастливое заключение. Споры окончились, любовь и мир торжествуют!

Стоит отметить фортепианные нюансы при исполнении. Точно выполняя бетховенские штрихи, следует помнить, что они не имеют фразировочного значения, поэтому следует точно определить границы фраз, их кульминационные центры. Важную роль играют здесь контрастная динамика, паузы, которые способствуют нагнетанию напряжения. Педализация очень скупая. Это, в основном, ритмическая педаль, подчеркивающая динамические акценты, иногда связующая (где нельзя соединить ноты мелодии пальцами legato), можно в некоторых случаях применять гармоническую.

Бетховенский темперамент достаточно сложно постичь, а тем более исполнить, если вы имеете более спокойный, рассудительный характер. В этом случае приходится по большей части перешагивать через себя, чтобы достичь нужного эффекта, как это было в моем случае.

***

Вячеслав Климов о Сонате № 17 d-moll, op. 31, № 2

Семнадцатая соната Бетховена написана в тяжелый период жизни композитора. Ещё не написано «Гейлигенштадское завещание», но наступающая глухота, несчастная любовь к Джульетте Гвиччарди навели на времена сильного душевного напряжения музыканта. Считается, что именно это и послужило к написанию данной сонаты.

О содержании произведения известен случай: когда секретарь Бетховена Антон Шиндлер спросил композитора о сюжете сонаты, тот ответил: «Прочтите Бурю Шекспира». Отсюда другие названия сонаты: «Буря» или «Шекспировская». Первая часть – это собственно буря, душевная борьба страстей, выраженная музыкой с известным речитативом (отсюда ещё одно название – «Соната с речитативом»); вторая – замирание, «мечтание при свете луны», как называл эту часть пианист Антон Рубинштейн; знаменитая третья часть – своего рода отображение философских размышлений композитора.

Мне кажется, что эта соната от многих других отличается большим психологизмом. Можно сказать, что это как бы психологическая драма, выраженная средствами музыки; когда слушаешь, создаётся впечатление, словно читаешь какую-то книгу о сложных переживаниях человека.

Когда я получил данную сонату от своего преподавателя, то ощутил на себе заметную ответственность, ибо мне ещё не удавалось играть столь значительное и серьёзное сочинение этого композитора.

Во время работы над произведением я не придерживался исполнения какого-либо пианиста. Я пытался понять сонату самостоятельно, стараясь придерживаться стиля композитора. И кажется, мне удалось найти свой взгляд на это сочинение и отразить его в игре, при этом обязательно консультируясь с преподавателем.

Перед исполнителем, исполняющим семнадцатую сонату, стоит немело важных задач. Пианист должен обладать хорошей фортепианной техникой, железным чувством ритма, уметь разбираться в стиле композитора, а также другими качествами.

Можно сказать, что соната отличается большими художественными достоинствами, но передать этот замысел столь трудной сонаты может только достаточно хороший и компетентный пианист. Кто-то воспринимает сонату по первой части, а для кого-то по душе ближе третья. Мне лично, нравятся все три части сонаты, как и творчество Бетховена в целом. Считаю, что музыка Бетховена всегда будет известной и ценима слушателями.

ВИДЕ картинка на сайт.jpg


ВИДЕ картинка на сайт.jpg

Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*