Цветовая схема:
Размер текста:
  8 (8342) 33-30-40
 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.

Слушаем музыку композиторов Мордовии дома. Композитор, художник, поэт…Буянов Дмитрий Викторович

19.06.2020

Композитор, художник, поэт…

В Союзе композиторов Республики Мордовия всего несколько композиторов и музыковедов, как говорится, каждый человек на виду. Самым молодым долгое время (до вступления в Союз ульяновского композитора Антона Никонова) являлся Дмитрий Викторович Буянов. В следующем году он отметит своё 50-летие – впрочем, он не выглядит на свой возраст и производит впечатление чуть ли не ровесника своих студентов.

Если же посмотреть на достижения Дмитрия Викторовича, сразу возникает большое уважение к этому человеку. Но – обо всём по порядку.

Как и все остальные мордовские композиторы, Дмитрий является выпускником Саранского музыкального училища им. Л.П.Кирюкова – но история его пути к профессии музыканта совершенно необычна. В детстве, возрастая в семье музыкантов (мама – Татьяна Васильевна, папа – Виктор Петрович Буяновы, преподаватели училища, известные личности в республике), начал было заниматься в музыкальной школе по классу баяна, но быстро охладел и к инструменту, и к самим занятиям – и наотрез отказался заниматься уже после двух лет обучения.

Однако впоследствии, оканчивая среднюю школу, внезапно принимает решение поступать в музыкальное училище, да ещё и на теоретическое отделение…Шокированные родители только руками развели: время упущено, подготовиться уже не получится (дело было в апреле, а вступительные экзамены начинались в июне-июле), поэтому «оставь надежду», тем более, что в те годы в училище был немалый конкурс, много было желающих поступить и на теоретическое отделение.

Хвала и упорному и талантливому ученику, и его репетитору Ситниковой Нине Михайловне – поступление удалось! И это далеко не последнее чудо в биографии будущего композитора. За время учебы было немало случаев, когда Дмитрий проявлял недюжинные музыкальные способности, неординарность мышления и, конечно, задатки будущего композитора.

Уже на младших курсах он сочинял, а, когда был на 3 курсе, после консультации с Гавриилом Григорьевичем Вдовиным, отправился для творческого знакомства к педагогу Вдовина в Нижегородскую консерваторию. Аркадий Александрович Нестеров, маститый композитор, профессор, заинтересовался юношей настолько, что предложил ему немедленно поступать в консерваторию (не имея училищного диплома). И поступление, опять вопреки всему, состоялось – очередное чудо. А училищный диплом был получен позднее, ведь обучение было продолжено в параллель с получением уже высшего образования.

Выпускной работой композитора Дмитрия Буянова была 1-я симфония, год окончания консерватории – 1996. А уже в 2006 году, через 10 лет, Дмитрий Викторович покоряет следующую высоту – защищает диссертацию на соискание степени кандидата культурологи на базе Мордовского государственного университета. Предметом его научных интересов становится реклама, в эти годы только-только начинающая приживаться в нашей жизни.

С 1999 года Дмитрий Викторович Буянов преподает в музыкальном училище теоретические дисциплины. Недавно, в 2018 году, он получил еще одно высшее образование по специальности «Практическая и клиническая психология». Так в училище появился свой штатный психолог. А ещё, прекрасно владея компьютерными технологиями, он ведет занятия по музыкальной информатике. Есть у Дмитрия Викторовича и студенты по классу композиции – теоретики (из последних – Алексей Горбунов, Карина Сотова, Мария Барабанова), народник Олег Парусов, пианисты Мария Кочеткова, Вячеслав Климов, Елизавета Суворова.

Творческий человек находится в постоянном поиске – и Дмитрий Буянов не исключение. Его творческие искания распространяются не только на музыку – он сочиняет стихи (в частности, тексты к своим произведениям), а равновеликим музыкальному является его живописный дар. «Подкреплением» его является получение художественного образования (в 2013 году Дмитрий Викторович получил диплом бакалавра в Мордовском государственном педагогическом институте им. М.Е.Евсевьева по специальности «Изобразительное искусство»). Он вполне мог бы стать художником, выставки его полотен имели большой успех у публики (персональные выставки художника Дмитрия Буянова прошли в 2008 и 2009 годах последовательно в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи и арт-салоне при МГУ им. Н.П.Огарёва «Сюлгамо»). Но наиболее интересной является для него перспектива соединения двух способов высказывания: так рождаются музыкальные произведения, имеющие первопричиной живописные образы (на сайте «Мордовия музыкальная» размещены картины Д.В.Буянова, а также запись пьесы «Алатырь», по замыслу композитора сопровождающаяся изобразительным рядом - http://www.mordov-mus.mrsu.ru/personalii/buyanov.html).

Стиль композитора Буянова изменяется с годами, неизменными остаются оригинальность мышления, современность звучания, постоянные поиски и стилистические находки (например, обращение к джазу, фольклорным мотивам, компьютерным технологиям). Оригинальны инструментальные решения, неожиданные сочетания тембров: Solar Sing (трио для альтовой флейты, виолончели и фортепиано, 1993), Вокализ для баса и скрипки (1996), Фантазия по мотивам Сальвадора Дали для струнного квартета и баяна (1999), Frame of mind (для флейты, скрипки, альта, виолончели, трубы и клавесина, 1999).

Внимание к тембрам сольных инструментов – одна из черт современного музыкального мышления, она проявилось в следующих сочинениях: Свет сада Мории (соната для скрипки соло, 1991), Пьеса для флейты соло (1992), Две пьесы для альта соло (удостоены диплома на 1-ом Всероссийском конкурсе «Молодые композиторы России», г. Москва, 1993).

Всякий небанально мыслящий композитор обязательно отдаёт дань полифонии, и Буянов также создаёт произведения в полифонической технике, это Прелюдия и фуга для струнного квартета, Чакона для виолончели соло (1995).

Особое место занимают произведения вокального и хорового жанров, связанные со словом – целый ряд из них написан на собственные тексты: песни Без компромиссов, Танцевать, Моя мечта (2002), Белый ритм (вокальная композиция в 4-х частях: 1. Ночь. 2. Кения. 3. Виски со льдом. 4. Здесь начинается день (2005).

Краткость высказывания, точность музыкальной характерности выражены в инструментальных миниатюрах: Цикл фортепианных миниатюр (1991), Песчаная музыка, пьеса для фортепиано (2003), Пять мимолетностей для баяна, Десять пьес для фортепиано, Арабески, 4 пьесы для виолончели и фортепиано (все 2005).

Дмитрий Буянов – молодой композитор, его лучшие произведения ещё впереди, ещё не раз изменится вектор его творчества, возможно, нас ждёт знакомство с чем-то необычным и захватывающим. Пожелаем ему творческих открытий и успехов!

Асанова С.Б.

ВИДЕ картинка на сайт.jpg

Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*