Цветовая схема:
Размер текста:
  8 (8342) 33-30-40
 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.

Слушаем музыку композиторов Мордовии дома. Леонид Иванович Воинов (1898–1967)

16.06.2020

Леонид Иванович Воинов (1898–1967)

12 июня для России – это праздничный день – День России. Для города Саранска – это еще и день города. Но для Мордовии этот день знаменит еще и тем, что это день рождения талантливого композитора, незаурядного исполнителя на балалайке, народного артиста Мордовской АССР и заслуженного деятеля искусств РСФСР, основателя первого в Мордовии народного оркестра, который носит его имя – Леонида Ивановича Воинова.

Его биография практически неразрывно связана с городом Темников нашей республики. Именно здесь в 1898 году он родился. В этом городе прошли детские и юношеские годы композитора. Именно здесь началось становление его творческой личности. Музыкальные способности проявились рано. Известно, что сначала он учился играть на скрипке. Его отец Иван Воинов был скрипачом. От отца будущий композитор перенял любовь к струнным инструментам. Во время учебы в гимназии Леонид увлекся балалайкой. Увлечение и занятия музыкой среди молодежи поддерживал, прежде всего, директор гимназии А.В.Чикунский. Он приобрел для гимназии комплект инструментов русского струнного оркестра, а для обучения гимназистов основам музыкальной грамоты и пению пригласил из Петербурга учителя музыки П.В.Беляева. Благодаря такому удачному стечению обстоятельств и, конечно, своей настойчивости, темпераменту и трудолюбию, Воинов Л.И. все время совершенствовал свою игру и достиг исполнительской виртуозности в игре на балалайке. А из переданных в гимназию инструментов Воинов организовал ученический оркестр, который пока выступал только в стенах этого учебного заведения.

Когда в 1917 году Воинов окончил гимназию – оркестр распался. Воинов думал продолжить свое обучение в Казанском университете, но события 1917-1918 годов вновь вернули его на родную землю. В это трудное для страны время глобальных перемен, огромных социальных потрясений, крушения старого режима и начало строительства нового государства, Воинов Л.И. активно включается в культурно-просветительскую работу. Воинов вспомнил про инструменты в гимназии и с группой таких же, как он сам, энтузиастов решил вновь организовать оркестр, но уже как городской. Молодые люди энергично взялись за дело: сами привели в порядок инструменты, дополнили собственными, сделали пюпитры, расписали ноты, в исключительно короткий срок подготовили программу. Первый концерт состоялся 20 марта 1918 года. Темниковские слушатели по достоинству оценили игру оркестра. С этого времени и начал свой путь замечательный музыкальный коллектив.

Пензенская газета «Трудовая правда» в 1923 году писала о концерте Темниковского оркестра в Краснослободске «Концерт Темниковского оркестра имел большую художественную ценность. Искренне желаем, чтобы как можно большему числу граждан наших захолустий удалось послушать столь дельную игру темниковского оркестра балалаечников. Подобные концерты, несомненно, имеют большое воспитательное значение» [источник: http://balalaika.org.ru/peoples-voinov.htm]. Положительный отзыв об оркестре оставил и профессор Московской консерватории А. Б. Гольденвейзер, побывавший в Темникове в августе 1930 года. Прослушав игру, он сказал: «Я музыкант-специалист и заверяю вас, что вы делаете великое дело, пропагандируя музыкальное искусство в гуще народа» [источник: http://balalaika.org.ru/peoples-voinov.htm].

За время своего существования оркестр стал своеобразной музыкальной школой для мордовской молодежи того времени. «Учащиеся педагогического училища пришли в ярко освещенный зал на концерт оркестра. Эти деревенские юноши и девушки были буквально заворожены. С затаенным вниманием слушали они еще не совсем понятную для них музыку, да к тому же впервые видели, как играет оркестр, как управляет им дирижер. Проходят год или два. И эти же юноши и девушки в антракте оживленно обмениваются мнениями и уже с пониманием говорят о произведениях того или иного композитора, о красоте мелодий народных песен» [источник: http://balalaika.org.ru/peoples-voinov.htm]. Конечно же, нельзя не упомянуть о роли оркестра русских народных инструментов В.В.Андреева в становлении Темниковского оркестра. Уже в начале 30-х годов между двумя коллективами были установлены творческие связи, которые впоследствии только окрепли. Андреевы одобрили работу оркестра, дали ему ценные методические и практические указания.

С Темниковским оркестром в разное время выступали многие знаменитые мордовские певцы: уроженец Мордовии солист Большого театра СССР И.Скобцов, И.Яушев, М.Антонова, Е.Грибова, Е.Охотина и многие другие. Оркестр и отдельные музыканты неоднократно награждались Почетными грамотами, а его основателю, дирижеру и композитору Л.И.Воинову, были присвоены звания народного артиста Мордовской АССР и заслуженного деятеля искусств РСФСР. Коллектив много раз становился лауреатом различных смотров и фестивалей самодеятельного художественного творчества трудящихся, проходивших в разных городах нашей страны.

С 1923 года, Л.И.Воинов кроме работы с оркестром, начинает активную педагогическую и композиторскую деятельность. Первые музыкальные опусы, которые исполнял оркестр, были обработки русских народных песен, революционные песни в переложении для оркестра, а также произведения русской и зарубежной классики (музыка Грига, Шуберта, Чайковского, Глинки, Мусоргского). В творческом наследии Воинова –композитора бόльшую часть, естественно, занимают произведения для оркестра русских народных инструментов. Первым самостоятельным опусом в его творчестве стала опера на пушкинский сюжет «Сказка о попе и работнике его Балде», написанная в 1924 году. Уже в ней нашли отражение две главные линии творчества Воинова – опора на народную песню и тяготение к сказочным, живописным образам, присутствующим в музыке романтиков. Рубежной для творчества Воинова оказалась встреча, а впоследствии, тесное творческое общение, с Кирюковым Л.П. в начале 40-х годов. С этого времени Воинов в своих сочинениях опирается, прежде всего, на мордовский фольклор. Это особенно заметно в произведениях периода 40-х – начала 50-х годов: «Фантазия на мордовские темы» для оркестра народных инструментов, «Сказ о Мордовии» (кантата, сл. Н.Эркая), «Фантазия на две мордовские темы для балалайки с фортепиано»,  Мордовская плясовая для балалайки с фортепиано, два концерта для балалайки с оркестром, Мордовская сюита для оркестра народных инструментов (в 3 частях), Мордовские напевы для скрипки и фортепиано, Мордовская рапсодия для оркестра народных инструментов. Несколько позже (50-60-е годы) были написаны кантата для хора и симфонического оркестра «Край родной» (сл. Н.Эркая), Мордовский марш для оркестра народных инструментов, Симфониетта на мордовские темы (в 3 частях).

В то же время во многих сочинениях Воинов Л.И. обращается к иным образам. Так в Первой сюите «Лесные сцены», «Ноктюрне» из Второй сюиты, 2-й части Симфониетты, Скерцо из Второй сюиты, «Шествия на восточные темы» заметно тяготение к изобразительности, сказочно-характерной программности. В послевоенные годы композитор все более и более тяготеет к эпическим образам (Симфониетта, кантата «Край родной», увертюра «1917 год»). Но все же в музыке Воинова Л.И. есть общая черта, свойственная его творчеству. Это – юношеский задор, оптимизм, жизнеутверждающее мировосприятие, которое ощущается в каждом его произведении.

Умер Л. И. Воинов 29 октября 1967 года в Саранске, а многолюдные похороны состоялись в Темникове. Правительство Мордовии увековечило его память в Темникове мемориальными досками на здании Дома культуры и на доме, где он жил. В его доме был организован дом-музей. Торжественное открытие музея состоялось 13 июня 1969 года, и было посвящено 71-ой годовщине со дня рождения известного земляка. В этом доме, построенном на родительской усадьбе в 1954 году, Л.И. Воинов прожил последние тринадцать лет. Первая экспозиция музея состояла из двух мемориальных комнат семьи композитора и выставочного зала, где на стендах и в витринах были представлены фото и документы из личного архива Л.И. Воинова, раскрывающие страницы его биографии, неотделимые от этапов становления и развития оркестра. В дальнейшем фонды музея постоянно пополнялись экспонатами, которые передавали музыканты, родные, друзья и знакомые. И в настоящее время в экспозиции музея находится более 200 подлинных экспонатов.

На могиле Воинова установлен памятник с его барельефом. В 1971 году музыкальной школе в Темникове было присвоено имя Л.И. Воинова. В сентябре 1976 года в новом районе Светотехники города Саранска одна из улиц была названа именем композитора. Его имя носит и детская музыкальная школа №4.

С 2014 года ведет свое начало конкурс исполнителей на балалайке и ансамблей народных инструментов имени Л.И.Воинова, который проводится под патронажем Казанской государственной консерватории им. Н.Жиганова. Вначале этот конкурс имел статус межрегионального и проводился в стенах детской музыкальной школы №4. В дальнейшем конкурс уже приобрел статус Всероссийского и занял достойное место среди других подобных профессиональных конкурсов. В VI конкурсе (декабрь 2019 год) принимали участие представители 11 регионов из 17 населенных пунктов, среди которых были также исполнители из Москвы и Санкт-Петербурга. Можно сказать, что конкурс постепенно набирает популярность.

Леонид Иванович Воинов внес значительный вклад в дело развития профессионального искусства нашей республики. Он выступил как активный просветитель, талантливый музыкант, композитор и по праву находится в одном ряду с теми, кого мы называем основоположниками мордовской музыки. Традиции, заложенные Л.И. Воиновым, находят продолжение в творчестве современных мордовских композиторов, прежде всего в области народно-инструментальной музыки.

Кезина Т. В.

музыковед, преподаватель

Саранского музыкального училища

им. Л.П.Кирюкова

ВИДЕ картинка на сайт.jpg

Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*