Цветовая схема:
Размер текста:
  8 (8342) 33-30-40
 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.

Идущему вперед подвластны все дороги! (к юбилею Марины Петровны Мироновой)

21 июн 2022

Идущему вперед подвластны все дороги! (к юбилею Марины Петровны Мироновой)

Заместитель директора по учебной работе Саранского музыкального училища имени Л. П. Кирюкова Марина Петровна Миронова отмечает свой юбилей. Поздравлять ее будет не только педагогический коллектив училища, но и коллеги из МГПУ им. М. Е. Евсевьева, где Марина Петровна проработала три десятилетия.

Многочисленные награды - Почётная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, Почётная грамота Правительства РМ, Почётное звание «Заслуженный работник высшей школы Республики Мордовия», Благодарности Главы РМ и Председателя Государственного Собрания РМ – показывают нам человека деятельного и искренне увлеченного своей работой, обладающего яркими организаторскими способностями. Внушает уважение и перечень ответственных должностей: в ВУЗе Марина Петровна была заведующей кафедрой хорового дирижирования, пения и методики преподавания музыки, заведующей кафедрой музыкального образования, деканом факультета педагогического и художественного образования, а в 2013-2019 гг. – проректором по учебной работе, входила в состав учёного совета МГПИ.

Должность завуча по учебной работе в среднем учебном заведении может кому-то показаться снижением планки, однако деятельный характер Марины Петровны, накопленный ею опыт помог Саранскому музыкальному училищу на высоком уровне провести в ноябре 2021 года Всероссийскую научно-практическую конференцию «Профессиональное искусство Мордовии: взгляд из ХХI века». Совместно с директором О. Е. Симкиной Марина Петровна редактировала изданный впервые в истории музыкального училища сборник музыковедческих, научно-методических и публицистических работ по материалам прошедшей конференции.

Время не стоит на месте – сейчас М. П. Миронова стала директором автономной некоммерческой организации «Центр музыкально-творческих инициатив «Креатив-АРТ», который будет работать на базе Саранского музыкального училища.

Марина Петровна любезно согласилась рассказать о себе подробнее и ответить на вопросы.

1.     К своему юбилею вы подходите с солидным багажом. Вы – кандидат педагогических наук, автор большого количества публикаций в престижных научных журналах. Расскажите о сфере ваших интересов. Менялись ли они на протяжении научной деятельности? Какое из направлений научной работы вам в большей степени дорого?

Мои научные интересы сформировались в период учебы в аспирантуре при Московском педагогическом государственном университете, куда я поступила в 1994 году. Моим научным руководителем стал Михаэль Иосифович Ройтерштейн – кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории музыки, автор учебников и учебных пособий по целому ряду теоретических дисциплин, композитор и очень авторитетный педагог. После недолгих размышлений было решено, что предметом научного исследования станет музыка ХХ века, но не в искусствоведческом ключе, а педагогическом, с точки зрения ее восприятия слушателем. Так родилась тема диссертации «Восприятие современной музыки как педагогическая проблема». Одним из ее результатов стало учебно-методическое пособие «Гармония музыки ХХ века» (2000 г.), которым я пользуюсь и сейчас, в своей педагогической работе.

Впоследствии тема музыкального восприятия в ее специфическом психолого-педагогическом контексте «переросла» в более широкую социокультурную проблему музыкальной коммуникации, исследованием которой я занималась в последние годы. Результаты этой работы, помимо научных публикаций, отражены в двух монографиях – «Музыкальная коммуникация в контексте современного гуманитарного знания» (2012 г.) и «Музыкально-коммуникативная культура педагога-музыканта: методологический анализ» (2012 г., под научной редакцией проф. И.С. Кобозевой).

Не могу сказать, что это было каким-то другим направлением научной деятельности, скорее – расширением ракурса исследования. Поэтому все, что было сделано в этих направлениях, одинаково дорого.

2.     Прежде чем стать заместителем директора по учебной работе в Саранском музыкальном училище, вы много лет руководили кафедрами в МГПИ им. М. Е. Евсевьева, были деканом. Какие качества, на ваш взгляд, важны для руководителя? Как можно развить в себе качества лидера? Что бы вы посоветовали робкому студенту, который мечтает превратиться в уверенного организатора?

Для любого руководителя важно чувство ответственности, причем не только за свою работу, но и за работу всего коллектива (отдела или кафедры, факультета или организации в целом). Далее я бы отметила волевые качества в принятии решений. Это, пожалуй, самое сложное – уметь принимать грамотные и взвешенные решения. Ведь, несмотря на имеющийся штат помощников, вся ответственность за то или иное решение всегда лежит на руководителе. Ну и конечно, это умение работать с людьми, выстраивать коммуникацию.

Что касается робкого студента, то все будет зависеть от его устремлений к достижению своей мечты. В процессе этого пути желание стать руководителем может совсем исчезнуть или наоборот. Ведь не зря говорят: «дорогу осилит идущий».

3.     Вы учились в музыкальном училище у преподавателей, имена которых стали легендарными. Что, спустя много лет, вы помните об общении с ними, что осталось с вами навсегда от прекрасных лет учебы?

Да, мне несказанно повезло. Моими педагогами в музыкальном училище были заслуженный деятель искусств России и Мордовии композитор Гавриил Григорьевич Вдовин (теория музыки, гармония, анализ музыкальных произведений), заслуженный деятель искусств Мордовии, лауреат премий Главы Республики Мордовия, член Союза композиторов России, музыковед Альбина Ивановна Макарова (история русской музыки), заслуженный деятель искусств Мордовии, лауреат премий Главы Республики Мордовия, член Союза композиторов России, музыковед Нина Михайловна Ситникова (полифония), заслуженный деятель искусств Республики Мордовия, доктор педагогических наук, профессор Инна Сергеевна Кобозева (фортепиано), заслуженный работник культуры Республики Мордовия Альвина Федоровна Генералова (история зарубежной музыки), Зоя Александровна Мирхайдарова (история отечественной музыки), Татьяна Васильевна Буянова (сольфеджио).

Всем хочу выразить огромные слова благодарности за честный и бескорыстный труд, высокопрофессиональный подход к своему делу. Любовь к своей будущей профессии сформировалась именно в музыкальном училище, и это и их заслуга тоже. Знания, полученные в училище, оказались настолько прочными, что последующая учеба в консерватории оказалась беспрепятственной. Не скажу, что было легко, приходилось много и упорно трудиться, но крепкая базовая подготовка давала дополнительные стимулы и укрепляла веру в себя и свои силы.

Что касается общения с моими замечательными педагогами, то, конечно, их облик остался в памяти навсегда.

Уже много лет нет с нами Гаврила Григорьевича Вдовина. Но как сейчас помню его статную высокую фигуру, серьезный и глубокий взгляд, который иногда вдруг становился озорным и шутливым. У него было очень хорошее чувство юмора, и все наши первые неудачи становились объектом для веселого каламбура. При этом для нас – первокурсников, он был безусловным авторитетом. Прийти на урок неподготовленным – даже в мыслях ни у кого не было.

Альбина Ивановна Макарова и Нина Михайловна Ситникова – это для меня недостижимый идеал педагога-наставника. Помимо великолепного знания предмета – это еще и высочайшая культура общения, интеллигентность в самом лучшем смысле этого слова. И конечно – умение разглядеть таланты и способности в ученике и сделать все, чтобы он развивался дальше, продолжал обучение.

С Инной Сергеевной Кобозевой много лет бок о бок проработали в Мордовском государственном педагогическом институте имени М.Е. Евсевьева. Она была и моим педагогом, и коллегой, и научным консультантом. Это человек большой профессиональной эрудиции и большой души. Уроки фортепиано приносили массу эмоций, которыми Инна Сергеевна щедро делилась с учениками. При этом каждый момент урока был насыщенным и информативным. Она умеет всегда оставаться для ученика интересной и поддерживать интерес к своему предмету.

Альвина Федоровна Генералова приучала к систематическому труду и большое спасибо ей за это! Приходилось много читать, писать конспекты, слушать музыку, учить ее наизусть. Без этого сдать экзамен было невозможно. Но результат того стоил.

Совсем недавно ушли от нас Зоя Александровна Мирхайдарова и Татьяна Васильевна Буянова. Зоя Александровна была очень интересным человеком, эрудированным, начитанным, увлекающимся. Ее лекции по истории советской (ныне – отечественной) музыки часто выходили за узкие рамки предмета и обогащались примерами из параллельных искусств. Слушать ее можно было бесконечно долго, иногда не хватало урочного времени.

Татьяна Васильевна преподавала у нас сольфеджио все 4 года учебы в училище. Именно благодаря ей я почувствовала уверенность в себе, поскольку изначально считала, что мой слух развит недостаточно. Ее планомерная, методически грамотная работа позволила добиться хороших результатов. По крайней мере, в дальнейшем никаких проблем с этим предметом я не ощущала. Запомнилась ее беспредельная доброта, мягкость, отзывчивость.

4.     Есть ли у вас увлечения, кроме музыки? Чему вы посвящаете свое свободное время?

Увы, похвастаться своими увлечениями, кроме профессиональных, я не смогу. Ведь хобби – это занятие для души, любимое дело, которым люди занимаются для удовольствия и в свое свободное время. Например, одна моя знакомая вышивает изумительной красоты картины. И тратит на это массу времени. Вернее сказать, не тратит – а проживает это время, создавая красоту.

Увлечения тоже требуют самоотдачи. Раньше такой возможности просто не было, поскольку научно-педагогическая и административная работа занимали до 12 часов в сутки, а то и больше. Кроме того, необходимо было регулярно публиковаться, а это тоже «съедало» значительную часть времени, оставленного «для себя». Сейчас ситуация немного изменилась. И я, как и многие, посвящаю свободное время общению с природой. Люблю бывать за городом, особенно весной и летом, когда природа просыпается и начинается ее буйное цветение. Это помогает восстанавливать душевное равновесие, настраивает на позитивный лад и помогает «отключаться» от насущных проблем.

Люблю читать, причем нравится сам процесс. В наше информационно-насыщенное и перегруженное IT-технологиями время чтение – это возможность остановиться, оставить все суетное в стороне, погрузиться в иное измерение или иную реальность. Я имею в виду, конечно, художественную литературу. Профессиональную литературу мы читаем совсем по-другому.

5.     Поделитесь вашими творческими планами, связанными со студией «Креатив-АРТ»

Центр музыкально-творческих инициатив «Креатив-Арт» – это автономная некоммерческая организация, созданная в целях разработки и реализации программ и проектов, направленных на поддержку и развитие институтов гражданского общества, а также оказание содействия в организации, поддержке и реализации культурных, просветительских, музыкальных программ и проектов. Другими словами, нам нужно было узаконить деятельность Саранского музыкального училища имени Л.П. Кирюкова по созданию и реализации проектов и грантов в сфере культуры и музыкального искусства.

В настоящее время в нашей стране активно развивается проектная деятельность, которая получает грантовую поддержку со стороны различных фондов. Самые известные из них – Фонд президентских грантов (ФПГ) и Президентский фонд культурных инициатив (ПФКИ). Участие в этих конкурсах могут принимать автономные некоммерческие организации, а также муниципальные бюджетные организации сферы культуры и искусства (для ПФКИ). Саранское музыкальное училище, как государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение, могло выступать только в качестве партнера таких некоммерческих организаций и их проектов. Пример тому – проект XXXI Всероссийского фестиваля музыки композиторов Поволжья и Приуралья, мероприятия которого недавно проходили в стенах Саранского музыкального училища имени Л.П. Кирюкова.

С созданием АНО «ЦМТИ «Креатив-АРТ» у нас появляется возможность самостоятельно участвовать в грантовой деятельности. Технологию оформления и подачи заявок мы уже освоили. Теперь необходимы свежие и оригинальные идеи для проектов. Кстати, здесь есть поле деятельности и для нашего активного студенчества. Организация Росмолодежь каждый год объявляет грантовые конкурсы для поддержки молодежных инициатив. Любой творчески мыслящий студент или студенческий коллектив может принять участие в этих конкурсах со своим проектом. При этом организацией-заявителем также будет выступать «Креатив-Арт».

Я считаю, что это было правильное и своевременное решение со стороны руководства училища - выступить учредителем создания подобной некоммерческой организации. Главное теперь – организовать работу и делать все возможное для продвижения и финансовой поддержки наших проектов.

Подходя к своему юбилею, Марина Петровна Миронова полна новых идей и планов. Пожелаем юбиляру с удовольствием продолжать восходящий жизненный и творческий путь, работать и на благо своей карьеры, и на благо нашего коллектива. И в конце банальное, но самое важное: здоровья вам, Марина Петровна. И личного счастья!

Материал подготовила А. Н. Рязанова


Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*