Цветовая схема:
Размер текста:
  8 (8342) 33-30-40
 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.

Три портрета

18 ноя 2019

Три портрета

2019 год богат на юбилейные даты. 11 ноября в Саранском музыкальном училище им. Л.П. Кирюкова состоялся концерт в рамках проекта «Музыкальный календарь», который объединил творчество сразу трех юбиляров – трех русских композиторов – А.Т. Гречанинова (1864-1956), М.М. Ипполитова-Иванова (1859-1935), А.Г. Рубинштейна (1864-1956). 13 октября исполнилось 155 лет со дня рождения Александра Тихоновича Гречанинова, 19 ноября исполняется 160 лет со дня рождения Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова, а 28 ноября – 190-летие со дня рождения Антона Григорьевича Рубинштейна. Даты не слишком круглые, но вполне себе юбилейные.  Перед организаторами мероприятия стояла непростая задача: соединить в одном концерте три характера, три судьбы и набросать хотя бы несколько штрихов к портретам больших музыкантов, вспомнить о них и услышать их музыку.

К сожалению, приходится признать, что музыка этих замечательных музыкантов не очень хорошо знакома современному слушателю, поэтому проведенное мероприятие во многом стало источником новых знаний, эстетических впечатлений не только для студенчества, но и любителей музыки, которых было достаточно в этот день среди зрителей Большого концертного зала училища.

Концерт представлял собой лекцию-презентацию из трех тематических блоков, в каждом из которых были представлены истории жизни композиторов и основные вехи их творческих судеб. Звучала живая музыка в исполнении студентов и преподавателей училища и Республиканской детской музыкальной школы-интернат.

***

Имя Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова для большинства ассоциируется не с его музыкой, а с музыкальным учебным заведением – Государственным музыкально-педагогическим институтом, которому присвоено имя этого композитора.

Музыканты 30-х годов прошлого столетия называли Ипполитова-Иванова «последним из могикан блистательного периода созидания русской музыкальной культуры», «дедушкой русской музыки». Но чаще они называли Михаила Михайловича высоким, значительным словом «УЧИТЕЛЬ». 

Человек щедрой души, добрый и отзывчивый, он оставил о себе благодарную память как «сеятель добра», музыкант-просветитель, мудрый руководитель и педагог.

В историю отечественной музыки Ипполитов-Иванов вошел как представитель нового направления в духовной музыке наряду с такими композиторами как Александр Кастальский, Павел Чесноков, Александр Гречанинов.

Композитор, пианист, дирижер, общественный деятель, директор, профессор Московской консерватории в конце своей жизни в книге «50 лет русской музыки в моих воспоминаниях» Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов писал: «Вся моя жизнь была непрерывным гимном труду, и мне хотелось бы, чтобы жизнь нашей музыкальной молодежи была также сплошным гимном труду ... но ... одного труда мало, надо ... иметь определенную цель и к ней стремиться».

В концерте прозвучали хоровые и инструментальные сочинения мастера: «Листья в саду шелестят» из цикла «Пять стихотворений Ап. Майкова для детского или женского трехголосного хора с сопровождением фортепиано» и духовное песнопение «Благослови, душе моя, Господа» на текст 102-го псалма Давида (вокальный ансамбль «Серебряная река», руководитель заслуженный работник культуры РМ Оксана Симкина, концертмейстер Оксана Селякина), «Мелодия» (Камерный оркестр, руководитель заслуженный деятель искусств РМ Евгения Щербакова, концертмейстер Оксана Селякина), «В разлуке с родиной» (стихи М. Михайлова) (Женский хор, руководитель заслуженный работник культуры РМ Виктор Кузин, дирижер Ирина Строганова), «Крестьянская пирушка» (стихи А. Кольцова) (Смешанный хор училища, руководитель Ольга Якунчева, концертмейстер Анастасия Акимова).

***

Антон Григорьевич Рубинштейн был личностью поистине ренессансного масштаба. Его могучий талант проявился во множестве областей, связанных с музыкой. Выдающийся пианист, он много концертировал в России, Европе и Америке; оставил сотни сочинений. Будучи руководителем созданного им же Русского музыкального общества, Рубинштейн дирижировал первыми симфоническими концертами общества, занимался просветительской и благотворительной деятельностью, преподавал и читал лекции. По его инициативе в Петербурге была основана первая русская консерватория.

Несмотря на славу пианиста, дирижера и общественного деятеля, Антону Григорьевичу не всё давалось легко. Творчество А. Рубинштейна-композитора во второй половине XIX века было чрезвычайно уязвимо. Он не разделял как националистические взгляды в развитии классической музыки, так и разрушительные идеи Модернизма. Несмотря на его колоссальный вклад, Петербургская консерватория носит имя не ее основателя, а композитора Н.А. Римского-Корсакова. Важнейшей причиной этого могли стать стилистические разногласия Антона Григорьевича с кучкистами на развитие классической музыки в России. Политическая подоплёка присвоения консерватории имя Римского-Корсакова очевидна в пользу представителя именно «Могучей кучки».

При жизни Рубинштейн весьма прохладно относился к адресованным ему хвалебным речам и называл торжества, посвященные его юбилеям, бессмыслицей. Судьба же собственных произведений, напротив, горячо волновала Антона Григорьевича. И, скорее всего, известие о концерте в его честь в Саранском музыкальном училище, осуществленном скромными силами местных музыкантов, были бы встречены Рубинштейном с заинтересованным вниманием.

Не так много музыки Рубинштейна звучит сегодня. Но среди сотен забытых опусов есть в наследии композитора замечательные создания, в которых сказались его богато одаренная, мощная личность, чуткий слух, щедрый мелодический дар и композиторское мастерство.

В концерте, состоявшемся в Саранском музыкальном училище, прозвучали «Тореадор и испанка» из сюиты «Костюмированный бал» (фортепианный дуэт учащихся РДМШ-интернат Виктория Селезнева и Алексей Макаров, класс преподавателей М.В. Королевой и Н.П. Жестковой), Ария Демона из оперы «Демон» (Артур Салькаев, студент 2 курса, класс преп. А.А. Рябовой, концертмейстер Ирина Осипова), «Горные вершины» (стихи М. Лермонтова) (Смешанный хор училища, солисты Валерия Шеметова и Юлия Курмаева).

***

Музыковед Леонид Сабанеев в книге об А.Т. Гречанинове писал: «Судьба послала ему долгую жизнь, которая компенсировала то, что он потерял, поздно вступив на музыкальный путь. Ему вообще к лицу была долгая жизнь. Спокойный, тихий, любящий природу и детей, мирно религиозный, без исканий ни в религии, ни в музыке — он воплощал собою другой лик России, не изломанный и мятущийся лик Достоевского, Белого, Скрябина, а благостный успокоительный, просветлённый и смиренный».

Александр Тихонович Гречанинов являл собой тип настоящего русского интеллигента - статный, белокурый, в очках, с «чеховской» бородкой; но более всего - той особой чистотой души, строгостью нравственных убеждений, которые определили его жизненную и творческую позицию, верность традициям отечественной музыкальной культуры, истовый характер служения ей.

Творческое наследие Гречанинова огромно - около 1000 произведений, в том числе 6 опер, детский балет, 5 симфоний, 9 крупных симфонических произведений, музыка к 7 драматическим спектаклям, 4 струнных квартета, многочисленные инструментальные и вокальные сочинения. Его музыка пользовалась популярностью, ее охотно исполняли Ф. Шаляпин, Л. Собинов. А. Нежданова, Н. Голованов, Л. Стоковский. Самой драгоценной частью наследия композитора была хоровая музыка, романсы, хоровые и фортепианные произведения для детей.

В исполнении студентов 3 курса Полины Кудрявцевой, Вячеслава Климова, Василисы Сорокиной, Софьи Гурьяновой, Марии Кочетковой, Елизаветы Суворовой в концерте прозвучали фортепианные пьесы из цикла «Бусинки», Смешанный хор исполнил «Ave verum corpus» («Радуйся, истинное Тело»). Завершился концерт сочинением Александра Гречанинова «Да здравствует Россия!», прозвучавшем в исполнении Сводного хора училища (руководитель заслуженный работник культуры РМ Виктор Кузин, концертмейстер Анастасия Акимова).

***

Проходит время. События далекого прошлого становятся достоянием истории. История музыки в своём пространстве и времени всегда решает, какое значение и место занимает в ней тот или иной композитор. Задача, стоящая перед нами, ныне живущими музыкантами, сделать все, чтоб нить истории не прерывалась, ведь пока жива память, жива и музыка выдающихся мастеров – в записях, в концертных залах, в домашнем кругу любителей.

В подтверждении тому, замечательные слова из речи Антона Григорьевича Рубинштейна на открытии Консерватории 8 сентября 1862 года: «Да, будемте работать вместе, будем помогать друг другу, будем стараться дорогое для нас искусство поставить на ту высоту, на которой оно должно стоять у народа, столь богато одаренного способностями к музыкальному искусству, будемте смиренными и неутомимыми служителями того искусства, которое возвышает душу и облагораживает человека».

Отметим, что трансляция концерта в режиме реального времени опубликована на странице официальной группы училища 

https://vk.com/kiryukov_smu?z=video-4782861_456239086%2F7a8f2d705dfdb49d30%2Fpl_wall_-4782861 

Запись концерта возможно посмотреть и на канале YouTube

https://www.youtube.com/watch?time_continue=112&v=R3ThIKbUhTw&feature=emb_title 


автор статьи –

автор сценария и ведущая концерта

музыковед Наталья Родина


Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*