Цветовая схема:
Размер текста:
  8 (8342) 33-30-40
 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.

Слушаем музыку композиторов Мордовии дома: В калейдоскопе музыки Геннадия Сураева-Королева

26 мая 2020

Слушаем музыку композиторов Мордовии дома:

В калейдоскопе музыки Геннадия Сураева-Королева

V Республиканский фестиваль молодых музыкантов «Посвящение», памяти замечательного композитора, заслуженного деятеля искусств Республики Мордовия, лауреата премии комсомола и премии Главы Республики Мордовия – Геннадия Георгиевича Сураева-Королева, состоявшийся в декабре 2015 года, объединил свыше 160 исполнителей – учащихся ДМШ и школ искусств Республики, а так же студентов и преподавателей Саранского музыкального училища им. Л.П. Кирюкова.

В статье музыковеда И. Галкиной для молодежного журнала «Странник» читаем: «Если бы когда-нибудь довелось писать музыкальный портрет композитора Геннадия Сураева-Королева, то в качестве карандашного наброска представляется энергичная пьеса для фортепиано в мажорном ладу с неожиданным сплетением ритмов джаза и интонаций мокшанских песен...»

Рождение в семье известного фольклориста, композитора Георгия Ивановича Сураева-Королева еще не определяло судьбы, но удивительная одаренность и большое желание учиться предопределили жизненный и творческий путь будущего композитора.

Заслуженный деятель искусств Мордовии, Лауреат премии Главы РМ, премии Комсомола Мордовии, член Союза композиторов России Геннадий Георгиевич Сураев-Королёв родился 20 апреля 1952 в г. Колпашево Томской области. «Во мне две крови, и не знаю, которая сильнее. Русская? Мокшанская? Я по духу — сибиряк. Среди родственников мамы все сибиряки до шестнадцатого поколения. Алтай, Хакассия, глубокая Сибирь... Сопки, поросшие сосной. В жаркий день заходишь в лес и видишь слезы смолы... И воздух удивительно густой, его даже можно пить... Ты влюбляешься в этот воздух... Впечатление невыразимого блаженства, здоровья, счастья... А все родственники по линии отца — из мордовского села. Старики говорят: «Способности человек получает больше от матери, чем от отца», а я взял поровну: восприятие, чувство — от мамы, энергию, порыв — от отца. Я благодарю судьбу за то, что мои родители такие...», - поделился Геннадий Георгиевич в одном из интервью.

После обучения в ДМШ № 1 по классу фортепиано, будущий композитор поступил на теоретическое отделение Саранского музыкального училища им. Л.П. Кирюкова, которое окончил в 1970 году. «Мне повезло с учителями. В музыкальном училище по теоретическим предметам я занимался у отца, который был ко мне более требователен, чем к другим студентам. Зоя Геннадьевна Мизерская — удивительный человек. Меня восхищала ее феноменальная память, высочайшая культура. И конечно же, хорошая фортепианная школа в лице Виктора Константиновича Афанасьева, ученика самого Нейгауза». Программа, которую Геннадий играл на четвертом курсе, будучи студентом теоретического отделения, требовала крепкой фортепианной техники и хорошего чувства формы - «Патетическая» соната Бетховена и «Фантазия на темы Рябинина» Аренского.

Позже Геннадий закончит музыкально-теоретический факультет Казанской государственной консерватории по классу профессора З.Н. Сайдашевой, еще через несколько лет композиторский факультет по классу профессора А.Б. Луппова. «Преподавательский состав консерватории, как я теперь уже понимаю, был высочайшего, мирового уровня. Прекрасные педагоги с энциклопедическими знаниями относились к нам, студентам, как к коллегам. Это необычайно поднимало нас в своих глазах», - с благодарностью говорил музыкант. О педагоге по композиции он вспоминал так: «Единственное, что Луппов делал без сожаления, — это вычеркивал пустые, то есть не несущие музыкальной мысли, такты». Уже после смерти Геннадия Георгиевича, в письме к сестре композитора – Светлане Георгиевне – профессор А.Б. Луппов писал: «Безумно жаль, что талантливый человек так рано ушёл. Когда я вспоминаю Гену, то возникает образ лучезарного, жизнерадостного человека. От его замечательной музыки веет необыкновенным ароматом мордовского национального духа».

Во время учебы в консерватории, Геннадий Георгиевич зарекомендовал себя как прекрасный пианист и джазовый импровизатор. С особым теплом он вспоминал педагога по фортепиано Н.Г. Сабитовскую: «Предлагая мне трудную фортепианную программу, она словно бросала вызов: «А ты справишься?» Изумление ее агатовых глаз для меня было высшей похвалой».

На всех фестивалях и концертах Геннадий Георгиевич сам играл свои фортепианные произведения, оберегая музыку от возможной фальши небрежной интерпретации. Он практически воспринимал рояль как инструмент одушевленный. Его игра отличалась особой эмоциональностью, экспрессивностью. В качестве дипломного сочинения к окончанию консерватории он представил Концерт для фортепиано с оркестром, который, является первым произведением этого жанра в Мордовии. Тогда, в далеком 1988 году, это было чем-то новым, непривычным: в концерте композитор соединил, казалось бы, несовместимое — национальные мордовские мелодии с джазовыми ритмами и гармониями. Музыка мордвы с уникальным многоголосием и ладовым своеобразием вошла в сознание будущего композитора еще в детстве. Во все этнографические экспедиции отец, Георгий Иванович, брал сына с собой. «Только потом я с удивлением узнал, что писал, оказывается, в модном сейчас третьем направлении. А я никогда не разделял музыку по направлениям. Уверен, что музыка бывает хорошая и не очень…», - позднее признавался композитор.

В конце 1970-х-начале 80-х гг. Геннадий Сураев-Королев – аранжировщик в вокально-инструментальном ансамбле «Вастома» Мордовской государственной филармонии, несколько лет в составе концертной бригады народной артистки России и Мордовии А. Куликовой объездил с гастролями весь Советский Союз. С 1985 г. – преподаватель теоретических дисциплин Саранского музыкального училища. В 1990-е годы являлся заместителем председателя правления Союза композиторов РМ.

Творческое наследие Геннадия Георгиевича Сураева-Королева включает сочинения разных жанров. Он – автор первой рок-шоу-оперы «Что же счастье?» на либретто М. Талалаевского, музыки к спектаклю по пьесе В. Мишаниной («Когда у ворот воет собака»).

Для симфонического оркестра (который он любил не менее горячо, чем рояль) написаны «Зов» — настроение для симфонического оркестра, симфоническая поэма «Свет и тень», Симфония новелл. Интересны пьесы для эстрадного оркестра: «Дискотека», «Эрзянский и мокшанский танец»; камерно-инструментальные сочинения композитора. Мелодическим богатством, ритмической изобретательностью и глубоким лирическим чувством наполнен цикл «Сюита из трёх настроений» для выборного баяна.

Фортепианные сочинения занимают в творчестве композитора особое место. Это основа его творческого наследия, его творческая лаборатория, в которой он искал и вырабатывал свой особый стиль: находил новые интонации, ритмы, оригинальные гармонические краски и созвучия, которые делали музыку автора узнаваемой. Особое место в репертуаре учащихся музыкальных школ нашей Республики занимают фортепианные прелюдии – импровизации Геннадия Георгиевича. Он сам Лауреат конкурса академической импровизации «Джазовый перекрёсток» в городе Казани, неоднократный участник международного фестиваля «Вейсэ-Jazz».

Жанры вокальной музыки в творчестве композитора, главным образом, представлены многочисленными песнями, вокальными циклами. Все они теплые, искренние, идущие «от сердца к сердцу». Во время встреч с друзьями в неофициальной обстановке Геннадий, обладавший приятным баритоном, конечно же, был «душой» компании, все только и ждали того момента, когда он подойдет к роялю и исполнит что-нибудь «своё». Особое место в вокальном наследии автора занимает ставшая поистине народной песня «Эх, мордовочка» на стихи Ю. Азрапкина. Её знают и любят далеко за пределами Мордовии, без преувеличения можно сказать, что её поёт вся Россия.

Геннадий Георгиевич ушел из жизни 19 июня 2007 года в возрасте 55 лет, в самом расцвете творческих сил. На вопрос о принципе своего творчества в одном из интервью он ответил так: «Я бы назвал его калейдоскопическим. Как в калейдоскопе, из огромного числа различных по цвету стекляшек каждый раз возникает другой узор, так и в музыке из совершенно разных интонаций и мелодий подчас складывается что-то оригинальное».

Сочинения Г.Г. Сураева-Королева прочно вошли в концертный и педагогический репертуар исполнителей. В гала-концерте «Посвящения» прозвучали инструментальные и вокальные произведения автора: прелюдии-импровизации, пьесы из фортепианного цикла «Забавные пьески», мини-сюита «Рождественский дом», фортепианные дуэты из сборника «Брат и сестра» (изданного С.Г. Сураевой-Королевой на личные средства), песни для детей, сочинения в переложении для оркестра народных инструментов.

Вот имена исполнителей и преподавателей, подготовивших Лауреатов конкурса: пианисты Санников Алим (ДМШ №2 г. Саранск, преподаватель Заслуженный работник культуры РМ И.Е. Тихонова), Сюсина Софья (ДМШ № 6 г. Саранск, преподаватель И.А. Каштанова), Федоров Данил, Трифонов Павел (ДМШ № 6 г. Саранск, преподаватель Г.М. Борисова), Железнова Эвелина (ДШИ г. Краснослободск, преподаватель Е.М. Симакова), Цай Элина (ДМШ № 6 г. Саранск, преподаватель С.О. Дьякова), Гераськина Анастасия (ДШИ № 7 г. Саранск, преподаватель Т.Д. Красильникова), Мартынова Ксения (ДМШ №2 г. Саранск, преподаватель Заслуженный работник культуры РМ К.П. Горина), Торбеева Александра, Никитина Анастасия (ДМШ № 6 г. Саранск, преподаватели Т.Т. Куликовская, Е.В. Скворцова), аккордеонистка Ларина Виктория (ДШИ п. Тургенево, преподаватель Е.Н. Юртанова), баянист Святкин Артем (ДШИ п. Тургенево, преподаватель Н.А. Савельева), скрипачка Бородачева Мария (РДМШ, преподаватель Заслуженная артистка РМ Т.П. Федина, концертмейстер Е.Ю. Данчина), вокалисты Маркарян Диана (ДШИ с. Кочкурово, преподаватель Заслуженный работник культуры РМ З.Я. Лазуткина, концертмейстер М.Н. Барякшина), Аношин Артем (ДШИ № 1 г. Ардатов, преподаватель Почетный работник общего образования РФ Т.Н. Ткачева, концертмейстер С.В. Коробкова), будущие студентки Саранского музыкального училища домристка Панина Юлия (РДМШ, преподаватель Заслуженный работник культуры РМ В.М. Прокаева, концертмейстер Е.М. Ефремова), пианистка Гунина Мария (РДМШ-интернат, преподаватель Заслуженный работник культуры РМ С.А. Чиняева).

В финале концерта в исполнении оркестра народных инструментов ДШИ г. Ковылкино (руководитель Л.С. Бутылкина) и солиста Никиты Лапшенкова (преподаватель С.И. Кузева) прозвучала песня «Маскарад» (сл. К. Смородина, инструментовка Л.С. Бутылкиной). Заключительным аккордом «Посвящения» стало исполнение песни-гимна «Родной Саранск» (муз. и сл. Г. Сураева-Королева) вокальным ансамблем «Вдохновение» Саранского музыкального училища им. Л.П. Кирюкова (руководитель ансамбля и концертмейстер Н.Ф. Родина). Со слов сестры композитора, президента благотворительного фонда поддержки и развития деятельности в сфере музыкальной культуры и искусства Мордовии «Союза Сураевых – Королевых» Светланы Георгиевны Сураевой-Королевой песня «Родной Саранск» четырежды выиграла конкурс на Гимн города, но так до сих пор и не утверждена.

Выйдя на сцену, Светлана Георгиевна поблагодарила всех участников фестиваля за память и искреннее исполнение музыки Геннадия Георгиевича, прозвучало много теплых слов и в адрес преподавателей.

(При подготовке очерка использовались материалы буклета С.Г. Сураевой-Королевой «Геннадий Сураев-Королёв», статьи И. Галкиной «Геннадий Георгиевич Сураев-Королев, композитор» из журнала «Странник». Фото из личного архива С.Г. Сураевой-Королёвой)

Музыковед Наталья Родина

ВИДЕ картинка на сайт.jpg


Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*