Цветовая схема:
Размер текста:
  8 (8342) 33-30-40
 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.

Шостакович вместо сумбура

5 июн 2017

Концерт с таким названием завершил выступления студентов и преподавателей отдела фортепиано на дирижерско-хоровом и теоретическом отделениях в этом учебном году. На этот раз звучала фортепианная и вокальная музыка Шостаковича, а также оркестровые сочинения композитора в переложении для рояля. Концерт был приурочен к 110-летию со дня рождения автора знаменитой «Ленинградской» симфонии, правда, с небольшим опозданием (юбилейным был 2016 год). Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда, и творческий порыв кирюковцев оказался не напрасным, и, более того, вполне удался. Сценарий, презентация и особый теплый тон повествования ведущей концерта музыковеда Натальи Родины «добавил» мероприятию полноты и основательности.

Так кто же такой Шостакович? Можно ли его понять, объять и описать? Запад в свое время впал в глубокую депрессию, не поверив, что такой композитор возможен в такой стране. Его музыка многим помогала выжить физически, и в то же время его статус председателя Союза композиторов СССР обязывал к таким поступкам, что голова просто отказывалась понимать происходящее. Сумбур какой-то вместо творческого и человеческого портрета. Здесь надо разобраться. Отделить ложные суждения от истинных, чтобы в конце концов выработать свою собственную, «субъективную точку зрения». Ясно одно, молчать о Шостаковиче невозможно.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился в 1906 и умер в 1975 году. Он целиком принадлежит двадцатому столетию – и своей музыкой, и всей своей биографией. Ему довелось пережить в своем творчестве самые значительные события «русского ХХ века» – революцию, сталинский террор, Великую отечественную войну, «холодную войну», послевоенную хрущевскую «оттепель», научно-техническую революцию и последующий брежневский «застой».

В 1936 году в газете «Правда» вышла разгромная для Шостаковича статья «Сумбур вместо музыки», в которой его опера «Леди Макбет Мценского уезда» обвинялась в «формализме», «натурализме» и «какофонии». Именно в те годы Сталин приступил к смене идеологических ориентиров. Через несколько дней после «Леди Макбет» разносу в «Правде» подвергся и балет Шостаковича «Светлый ручей», шедший в Большом театре (статья «Балетная фальшь»). Как по команде началась волна травли, потрясшая Шостаковича прежде всего своей внезапностью. Композитор был смертельно напуган. Он опасался за себя и своих близких: в это время как раз начинался «Большой сталинский террор». Продлилась эта кампания больше года и прекратилась после премьеры новой, Пятой симфонии Шостаковича в 1937, которую официально признали «творческим ответом советского композитора на критику». Не случайно концерт был озаглавлен «Шостакович вместо сумбура». Это своего рода еще одна попытка доказать несправедливость прошлого отношения к творчеству автора, еще одна возможность реабилитировать искусство того страшного времени.

Музыкальный вундеркинд и обычный городской мальчишка родился в 1906 г. в Петербурге, в семье потомственных польских революционеров-демократов, борцов против русского царского режима за независимость родины (впрочем, ни отец Шостаковича Дмитрий Болеславович, инженер-химик, ни мать Софья Васильевна не имели к революционному движению непосредственного отношения). Обучаясь музыке с девяти лет (под присмотром сначала матери, затем педагогов), поражал всех блестящими способностями: превосходной музыкальной памятью, абсолютным слухом, удивительной свободой чтения нот с листа. Однако есть и другое свидетельство: однажды его игру услышал Александр Зилоти, который учился у самого Ференца Листа и был наставником Рахманинова. Зилоти остался недоволен и сказал, что Шостакович как композитор ничего не добьется: «Карьеры он себе не сделает. Музыкальных способностей нет». Людям свойственно ошибаться!

Шостакович – воспитанник петербургско-ленинградской школы. Он учился в Петроградской консерватории в 1918-1925 годах, когда ее директором был Глазунов – в то время живой классик русской музыки, глава ее «академического» направления. Глазунов был настоящим донкихотом: в тяжелое время революции, гражданской войны и разрухи он помогал студентам – выбивал для них стипендии и пайки у большевистского правительства, писал рекомендации на любые вакансии, где они могли бы заработать себе на пропитание. Помогал даже тем, чью музыку терпеть не мог из-за ее «модернизма». Именно так, по-рыцарски, относился Глазунов к юному Шостаковичу, который раздражал мэтра каждым своим новым опусом.

Непосредственным учителем композиции у Шостаковича был Максимилиан Штейнберг – зять покойного Римского-Корсакова. Он передал своему ученику блестящую академическую школу, доставшуюся ему от учителя-тестя. Во время учебы в консерватории Шостакович подрабатывал тапером, сопровождая на фортепиано немые киноленты. Тем самым он не только развивал свое искусство импровизации и осваивал область легкой, прикладной музыки, но и на практике постигал новаторский, «монтажный» способ организации времени, характерный для раннего кинематографа. Вырываясь на концерты и в оперный театр, юноша постепенно знакомился с творчеством величайших мастеров ХХ в., в консерваторских кругах обычно порицаемым. Музыка Шёнберга и Хиндемита, а особенно Малера и Стравинского, вдохновляла на поиск новых путей; ленинградская премьера оперы – одна из первых в мире – А.Берга «Воццек» произвела на юношу огромное, ошеломляющее впечатление: даже впоследствии, не в лучшие годы, выступая с дежурным осуждением западного «формализма», Шостакович отдавал этому сочинению и его автору дань уважения.

Настоящим откровением для публики стала написанная к окончанию консерватории (в 19 лет!) Первая симфония (в 4-х частях), сразу же вошедшая в репертуар не только отечественных оркестров, но и лучших дирижеров мира. Удивительно, но всемирное признание не принесло автору Первой симфонии настоящего удовлетворения. Не все было сказано в этом сочинении. Продолжаются поиски собственного, современного музыкального языка, открываются новые, актуальные образные сферы. Поиски идут буквально во всех музыкальных жанрах: от фортепианных миниатюр до опер, балетов, симфоний.

Наследие Шостаковича огромно: 15 симфоний, оперы «Нос», «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»), неоконченные оперы «Большая молния», «Игроки», «Оранго», утерянный анимационный фильм-опера «Сказка о попе и работнике его Балде», 3 балета, 6 концертов, 15 квартетов, многочисленные произведения камерной музыки для кинофильмов и театральных постановок, оперетта «Москва, Черемушки».

Писал композитор и музыку для детей. Ко Дню рождения дочери Гали, Дмитрий Дмитриевич подарил ей необычный подарок – сборник пьес для фортепиано под названием «Танцы кукол». В него вошла музыка, которую он написал для своих балетов: «Золотой век», «Болт» и «Светлый ручей». Для сына Максима композитор написал Концертино и сборник пьес «Детская музыка», ор.69. Многие зададут вопрос: как Шостакович, композитор, который в своей музыке затрагивал серьёзные, скажем прямо, не детские темы и вопросы, вдруг в какой-то момент творчества обратил свой взор к детям, детской аудитории и решил написать для них музыку? А ответ на этот вопрос очень прост, он, будучи взрослым человеком, маститым композитором, часто с теплотой и любовью вспоминал свои детские годы, проведённые в родном для сердца Петербурге.

До 1953 года Шостакович пять раз получал Сталинскую премию и чуть было не выиграл конкурс на гимн СССР. В декабре 1943 года в Большом театре слушали два вышедших в финал гимна. Д. Д. не скрывал, что хотел победы: «Хорошо бы мой гимн приняли. Была бы гарантия того, что не посадят». После прослушивания на ужин в правительственную ложу к Сталину позвали руководителя Ансамбля песни и пляски Советской Армии Александра Александрова (ему и предстояло стать автором гимна) и Шостаковича. Сталин похвалил Шостаковича, но назвал музыку Александрова более торжественной, что не удивительно: многие годы она звучала как гимн большевиков. В нашем же концерте в исполнении ансамбля «Вдохновение» прозвучала а cаppеllа песня Д. Шостаковича на сл. Е. Долматовского «Родина слышит», долгие годы звучавшая как позывные советского радио. Еще большую популярность песня получила после того, как ее спел Юрий Гагарин в первом космическом полете.

Дмитрий Шостакович был женат трижды. Его первая жена, Нина Васильевна Варзар, была по профессии астрофизиком, училась у знаменитого физика Абрама Иоффе. Она отказалась от научной карьеры и полностью посвятила себя семье. Первый брак Шостаковича окончился со смертью Нины Васильевны от рака. Второй женой композитора стала сотрудница ЦК ВЛКСМ Маргарита Кайнова, однако этот союз довольно быстро распался. Третьей женой Шостаковича, которому на тот момент исполнилось 55 лет, стала редактор издательства «Советский композитор» Супинская Ирина Антоновна. Она была младше Шостаковича почти на двадцать лет и была рядом с ним до последних дней его жизни. Сын композитора, Максим Шостакович, пошел по стопам отца и стал пианистом и дирижером. Умер великий композитор от рака легких 9 августа 1975 года, в возрасте 68 лет, похоронен на Новодевичьем кладбище. На памятнике знаменитая монограмма DSCH – буквы имени и фамилии Д. Шостаковича.

«Именем своим дорожите. Не произносите его всуе», - сказал как-то композитор. «Помню, в дни моей молодости я, вняв убеждению предмета моей страсти, пошёл с ней в театр. В кассе билетов не оказалось. Предмет же настойчиво требовал посещения спектакля. Мне было сказано: "Пойдите к администратору и скажите, что Вы - Шостакович. Тогда он даст Вам билеты, и мы посмотрим спектакль". Я подошёл к окошку администратора и сказал ему: "Моя фамилия Шостакович. Дайте, пожалуйста, два билета". Умный администратор мне ответил: "Моя фамилия Рабинович. Почему я должен Вам дать два билета?" Я оценил моё недомыслие и мудрость администратора. И с тех пор никогда не произношу своё имя всуе».

Ну а мы будем произносить это имя, и слушать его великую музыку. В завершении встречи прозвучала одна из самых знаменитых песен композитора «Песня о встречном (из кинофильма «Встречный») в исполнении ансамбля «Вдохновение».

Особые слова признательности за «музыкальную часть» мероприятия хочется сказать в адрес преподавателей отдела фортепиано на ДХО и ТО: заведующей отделением, заслуженному работнику культуры РМ Стеньшиной Л.Г., Толченниковой Н.Н., Малышевой В.А., Резеповой Н.Ю., Шлягиной И.И., Новоженовой Т.В., Селякиной О.А., Медведевой С.В., ансамблю «Вдохновение» (руководитель и концертмейстер Родина Н.Ф.), студентам Аниськиной Яне, Власовой Полине, Палагиной Юлии, Шаталиной Анастасии, Сорвачевой Лиде, Тулуповой Ярославе, Шестаковой Елене, Ворониной Ирине, Гришиной Марине, Чинковой Надежде, Печниковой Анне, Сотовой Карине, Яровой Яне, Антоновой Маргарите, Колмагорову Анатолию, Рязанцевой Дарье, Пахомову Матвею.


Автор статьи, сценария, презентации и ведущая концерта музыковед Наталья Родина



Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*