Цветовая схема:
Размер текста:
  8 (8342) 33-30-40
 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.

«Профессия дирижера – это образ жизни…» Мастер-класс дирижера А.Б. Гринина

6 мар 2019

«Профессия дирижера – это образ жизни…»

Мастер-класс дирижера А.Б. Гринина

Профессиональный мастер-класс – особый опыт для каждого исполнителя, даже если он оказывается на нем просто слушателем. Открытые мастер-классы интересны и полезны, прежде всего, молодым музыкантам. 5 марта 2019 года студентам дирижерско-хорового и вокального отделений Саранского музыкального училища им. Л.П. Кирюкова посчастливилось присутствовать на мастер-классе преподавателя кафедры хорового дирижирования Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова Гринина Александра Борисовича.

Александр Борисович в 2007 году окончил Саранское музыкальное училище имени Л.П. Кирюкова в классе преподавателя Л.Н. Кузиной, в 2012 - году Казанскую государственную консерваторию (класс профессора Ю.С. Карпова), в 2014 – ассистентуру-стажировку. В Казанской консерватории преподает с 2013 г., ведет курсы дирижирования, чтения хоровых партитур. С 2007 по 2013 г. – хормейстер Народного коллектива Хоровой капеллы Казанского Федерального университета (ныне хоровая капелла имени Л. Е. Усцова КФУ). C 2008 года Александр Борисович является директором хора Казанской консерватории, с 2012 г. преподает в Казанском музыкальном колледже им. И.В. Аухадеева. В настоящее время Александр Борисович совмещает педагогическую деятельностью со служением регентом Благовещенского собора Казанского кремля.

В начале мастер-класса Александр Борисович тепло поприветствовал педагогов и хористов, отметив, что искренне рад находиться в родных стенах Саранского музыкального училища. В качестве материала для работы с хором было выбрано сочинение С.В. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся». Много нового мы, студенты, узнали об истории создания произведения, а тонкая, филигранная работа Александра Борисовича с каждой хоровой партией (начиная от дыхания и заканчивая интонационным строем) заставила быть предельно внимательными абсолютно всех исполнителей. Пристальное внимание к тексту молитвы, работа над каждым словом, выстраивание музыкальной фразы – в работе с Александром Борисовичем вся глубина и значительность великолепной музыки Рахманинова раскрылись по-новому.

В течение всей репетиции внимание было приковано к молодому преподавателю консерватории. Его манера разговора, взгляд, - все отражало глубокий неподдельный интерес к тому, чем он занимается. Было видно, что он заинтересован в том, чтобы подсказать, поделиться, научить студентов чему-то новому, помочь «рассекретить» тайные знаки музыки. Обменявшись впечатлениями после занятия, студенты единогласно сошлись на мнении, что работа Александра Борисовича с хором принесла всем массу положительных эмоций и новых знаний.

Вторая часть мастер-класса была посвящена индивидуальной работе педагога со студентами отделения хорового дирижирования. В список счастливчиков вошли:

1.Баграновский Иван, студент 1 курса (класс преп. Якунчевой О.В.) с сочинением С.И. Танеева на стихи А.С. Пушкина «Венеция ночью».

2.Федорова Мария, студентка 2 курса (класс преп. Строгановой И.В.). с «Первым хором русалок» из оперы «Русалка» А.С. Даргомыжского.

3.Шаталина Анастасия, студентка 4 курса (класс преп. Генералова О.А.) с молитвой «Богородице Дево, радуйся» на музыку С.В. Рахманинова.

4. Лутова Екатерина, студентка 4 курса (класс преп. Якунчевой О.В.) со «Сценой смерти Валентина» из оперы «Фауст» Ш. Гуно.

5.Сорвачева Лидия, студентка 4 курса (класс преп. заслуженного работника культуры РМ Кузина В.А.) с «Поэмой об Украине» А. Александрова.

Была проведена детальная работа над каждым произведением. Студенты получили интересную информацию, над которой стоит задуматься, отработать и применить в действии. Очень приятно, а самое главное, полезно работать с таким чутким, ответственным, знающим и влюбленным в свою профессию преподавателем. Несомненно, этот мастер-класс оставил лишь приятное впечатление! Поразительно, насколько доброжелательно, ярко, эмоционально, с отличным знанием стилистики каждого произведения работал с ребятами Александр Борисович. Каждый вынес с мастер-класса основные важные аспекты работы над сочинением, а именно: стремление к единству музыки и техники дирижирования, проникновению во внутренний мир сочинения, в особенности его «устройства» в плане формы, гармонического языка, интонационного мышления.

Шаталина Анастасия: «Работая со мной над произведением С.В. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся», Александр Борисович уделял большое внимание дыханию хора, которое я должна была отобразить дирижерским жестом, глубине и полноте ауфтакта. Все это он объяснял доходчивым языком, приводя примеры из своей педагогической практики, что помогало быстрее и лучше выполнить задачи, поставленные им».

Фёдорова Мария: «Александр Борисович рассказал и показал много нового и интересного для меня. Я узнала больше о работе как с хором, так и с оркестром. Спасибо за предоставленную возможность поучаствовать в этом мастер классе!»

Сорвачева Лидия: «Александр Борисович замечательный специалист, любящий своё дело. Я очень рада, что у меня была возможность поработать с ним, так как узнала много нового для себя и этот опыт пригодится в моей будущей профессии».

После мастер-класса Александр Борисович дал небольшое интервью.

- Какие эмоции Вы испытывали перед мастер-классом в своем родном училище?

А.Б.: В первую очередь, испытываешь волнение, потому что ты возвращаешься в родные стены, там, где тебя помнят ещё студентом. Вместе со студентами на тебя, как уже на опытного специалиста, смотрят педагоги, которые были рядом и помогали в становлении тебя как музыканта. Во-вторых, радость, ибо нет ничего лучше, чем возвращение домой, где тебя поддержат, помогут, посоветуют, и примут таким, какой ты есть.

- В каком возрасте Вы поняли, что дирижер – это Ваше призвание?

А.Б.: Я не считаю профессию музыканта в общем и профессию дирижёра - в частности призванием. На мой взгляд, это образ жизни. Музыка становится частью тебя, а ты становишься частью музыки. В каждое произведение мы должны вдохнуть жизнь, найти верный способ для этого. Музыка - это движение мысли. «Cogito ergo sum» - «я мыслю, следовательно, я существую». А о том, что я хочу быть именно дирижёром, я понял на 2 курсе училища, и в этом мне помогли мои педагоги М. И. Фроловский, Л. Н. Кузина, и другие педагоги училища.

- Помните ли Вы свое первое произведение, над которым работали с хором самостоятельно в качестве дирижера?

А.Б.: Первое произведение, над которым я работал как дирижёр, - это народная песня в обработке Г. И. Сураева-Королева "Вирь чиресэ". Эту партитуру я делал для своего государственного экзамена в консерватории. Однако я несколько лет работал хормейстером хоровой капеллы Казанского университета, получив неоценимый опыт работы над партитурами.

- Чем, на Ваш взгляд, отличаются нынешние студенты-музыканты от студентов прошлых лет?

А.Б.: Очень сложный вопрос, так как прошло немного времени с того момента как я сам был студентом.

- Как Вы считаете, на что нашему хору стоит обратить внимание в первую очередь?

А.Б.: Основная проблема хора, как и большинства хоров, на мой взгляд, малое количество мужских голосов. Однако у хора прекрасная женская группа. На мой взгляд, необходимо обратить внимание студентов, в первую очередь, на строй.

Хочется выразить огромную благодарность нашему гостю за важные и нужные советы, за интересный и полезный мастер-класс, за доброжелательность, остроумие и искренность.

Будем ждать новых встреч с Вами, Александр Борисович!

 

Лутова Екатерина, студентка 4 курса дирижерско-хорового отделения

преподаватель Родина Н.Ф.




Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*