Цветовая схема:
Размер текста:
  8 (8342) 33-30-40
 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.

Олимпиада по теории и истории музыки

15 дек 2021

Олимпиада по теории и истории музыки

14 декабря в Саранском музыкальном училище им. Л.П. Кирюкова прошла ежегодная Олимпиада «по теории и истории музыки». Общее количество участников в этом году превысило 40 человек, а точнее, их было 45.

Задания выполнялись в двух возрастных группах: 1-2 и 3-4 курсы. Каждой группе было предложено 4 задания. В первом для слухового анализа музыкально-выразительных средств, образного строя и определения стиля были предложены главная партия первой части Симфонии № 5 Ф. Шуберта и фортепианная пьеса С. Слонимского «Марш Бармалея». Наилучшие результаты в старшей группе показали Пищеркова Лиза (4 курс ФО) и Гусенкова Алина (4 курс ТО). Совсем немного от них отстала Пруцкова Настя (3 курс ФО). В младшей группе лучшие работы оказались у Торбеевой Саши (2 курс ТО) и Уколовой Насти (2 курс ВО).

Во втором задании после прослушивания музыкального фрагмента – одноголосной мелодии Вальса С. Прокофьева из цикла «Детская музыка» или двухголосной Фуги a-moll М.И. Глинки – было необходимо определить размер и оформить ритмически уже выписанные нотами звуки. Результаты второго задания порадовали большим числом успешных работ, но и крайне неудачных оказалось достаточно. В младшей группе следует отметить хорошие диктанты Кочетковой Кристины (2 курс ДХО), Чудаевой Анны (1 курс ДХО), Трифонова Павла (1 курс ДХО), Уколовой Насти (2 курс ВО); в старшей – Ткаченко Лизы (3 курс ССО), Скворцовой Кати (3 курс ССО), Абдрашитова Егора (4 курс ФО), Кошкиной Ани (4 курс ФО), Гусенковой Алины (4 курс ТО), Аданичкина Олега (4 курс ОНИ), Лосевой Ани (4 курс ТО).

Третье задание в группах не совпадало. Перед младшими курсами была поставлена задача расшифровать обозначения аккордов аккомпанемента первой фразы детской песенки «Маленькой елочке холодно зимой» и изложить их в нескольких фактурных вариантах в соответствии с жанровыми особенностями мелодии. Конкурсанты старшей группы «рассуждали» в форме небольшого эссе над изречением П.И. Чайковского «Диссонанс есть величайшая сила музыки». С лучшей стороны в третьем задании показали себя в младшей группе Торбеева Саша (2 курс ТО), Бябина Саша (1 курс ФО), Сурдейкина Наташа (1 курс ФО), Синтюрина Диана (2 курс ТО), Уколова Настя (2 курс ВО). В старшей лучшие рассуждения и аргументация оказались у Ани Лосевой (4 курс ТО), Ани Радаевой (3 курс ТО), Лизы Пищерковой (4 курс ФО).

В последнем задании, по традиции, студенты на рояле или на своем инструменте должны были продолжить данную непосредственно перед выполнением задания короткую фразу, развив ее до периода. Уровень сложности предложенного построения (мелодическое или гомофонно-гармоническое) определялся возрастной группой. В целом, задание это непростое. Для того, чтобы доразвить построение до периода, привести к завершающей, финальной звуковой точке, нужно вначале правильно его прочесть. На этом этапе довольно часто неточно прочитывается метроритм. Затем добавляется неверное ощущение структуры, целостной формы создаваемого автором собственного произведения на основе исходного музыкального фрагмента. И тут не поможет попытка исполнителя «спрятаться» в разнообразных фактурных вариациях сопровождения, как бы эффектно они не звучали. С сожалением нужно отметить, что это уже как бы стандартные, ежегодно повторяющиеся ошибки юных музыкантов в данном задании.

В четвертом задании более правильными оказались выступления в младшей группе – у Аржановой Даши (1 курс ССО), Торбеевой Саши (2 курс ТО), Кочетковой Кристины (2 курс ТО), в старшей – у Абдрашитова Егора (4 курс ФО), Радаевой Ани (3 курс ТО), Гусенковой Алины (4 курс ТО).

Каждое задание оценивалось по шкале 0-10 баллов. Члены жюри – преподаватели теоретического цикла, музыковеды Асанова София Булатовна, Голубчикова Марина Валентиновна, Потехина Ольга Александровна – безпристрастно проверяли правильность выполнения заданий каждого анонимного конкурсанта, и лишь на последнем этапе подсчета общего количества набранных баллов выяснялось авторство бумажных листков.

По сумме баллов первое место в обеих возрастных группах было решено никому не присуждать. Остальные места распределились следующим образом:

Младшая группа

II место

Уколова Анастасия (2 курс ВО) – 32,8 баллов

III место

Кочеткова Кристина (2 курс ДХО) – 29,3 балла,

Торбеева Александра (2 курс ТО) – 28,9 балла,

Трифонов Павел (1 курс ДХО) – 26,7 балла,

Бябина Александра (1 курс ФО) – 26,6 балла,

Сурдейкина Наталья (1 курс ФО) – 25 баллов.

Диплом

Зоткина Кристина (2 курс ФО) – 21,4 балла,

Синтюрина Диана (2 курс ТО) – 22,4 балла,

Чудаева Анна (1 курс ДХО) – 24,3 балла,

Макаров Алексей (1 курс ФО) – 21,5 балла,

Гамидова Нурлана (1 курс ФО) – 23,5 балла.

Старшая группа

II место

Радаева Анна (2 курс ТО) – 31,7 балла,

Пруцкова Анастасия (3 курс ФО) – 30,1 балла.

III место

Гусенкова Алина (4 курс ТО) – 28,7 балла,

Абдрашитов Георгий (4 курс ФО) – 27,7 балла,

Лосева Анна (4 курс ТО) – 27,6 балла,

Нурутдинов Кирилл (3 курс ФО) – 26,7 балла,

Ткаченко Елизавета (3 курс ССО) – 25,5 балла,

Родькина Анастасия (3 курс ФО) – 25 баллов.

Диплом

Нифонтова Елизавета (3 курс ФО) – 24,3 балла,

Пищеркова Елизавета (4 курс ФО) – 23,7 балла,

Дивеев Дмитрий (4 курс ОНИ) – 23,3 балла,

Захряпина Анастасия (3 курс ССО) – 21,6 балла,

Кошкина Анна (4 курс ФО) – 21,4 балла,

Костюк Артем (4 курс ВО) – 20,3 балла.

Поздравляем! Поздравляем не только лауреатов и дипломантов, но всех участников Олимпиады «по теории и истории музыки»! Потому что каждое ваше концертное выступление или участие в конкурсе, олимпиаде, вне зависимости от набранных баллов, это уже победа – ваша победа над собственными страхами, сомнениями, неуверенностью в своих силах и знаниях.

Дерзайте и творите!

Член жюри – музыковед, преподаватель,

председатель ПЦК «Теория музыки»

О.А. Потехина


Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*